Алевтина Ивановна Кудинова
Ділянка № 101.
Алевтина Іванівна Кудінова (05.03.1921 – 23.06.2003) – педагог, директор сш № 116.
Михайло Федорович Карцев (28.10.1901 - 19.02.1991)
Мемориальная доска - школе и педагогу
"В этом здании с 1961 по 1980 год находилась средняя школа №116, основанная педагогом и общественным деятелем Алевтиной Ивановной Кудиновой".
Более сорока лет назад, после долгого перерыва в связи с социалистическим "равенством" начались уроки одной из первых в СССР элитной школы. Ее выпускники украшали столичные вузы, военные и космические НИИ, а теперь - американские университеты и фирмы. Стошестнадцатая была порождением оттепели, цитаделью свободомыслия. Торжественное открытие мемориальной доски приурочено ко дню рождения Алевтины Ивановны. От таких совпадений тянет в астрологию и прочую мистику: 5-е марта - день смерти Сталина.
Кроме очень хорошего образования, 116-я отличалась невиданным уровнем свободы. Начиналось с того, что в школе можно было критиковать учителей: в стенгазетах, сценках театра миниатюр и КВН-команды, на собраниях и классных часах. Каждую субботу в школе проходили театрализованные вечера с живыми школьными и приглашенными рок-ансамблями - это в то время, когда рок еще был полуподпольным искусством. Даже комсомольское собрание в 116-й превращалось в огромный спектакль с живыми страстями и реальным коллективным решением насущных вопросов школьной жизни. Все это - только легальная часть айсберга. Когда учителя не видели, или обязаны были не видеть, или делали вид, что не видят, по школе гуляли перепечатки и магнитозаписи литературных произведений, запрещенных тогдашней властью в прямом смысле слова. Эти тексты обсуждались и порождали новые мысли. Практически все это сходило с рук.
Уникальное учреждение образования было создано в сети физико-математических школ для одаренных детей, по идеям всемирно известного математика академика А.Н. Колмогорова. Советское руководство готовило кадры для науки, наука нужна была, прежде всего, для армии, а люди, не наученные свободно мыслить, никогда не смогут создать ничего нового, в том числе и нового оружия. Для космической сверхдержавы эти соображения были приоритетнее условностей изрядно пообветшавшего ленинизма. Но в хитрой Одессе из 500 учеников-старшеклассников только 10% обучались по физматпрограммам. Остальные получали простые житейские профессии, типа автослесаря или радиомонтажника. Как в любую, не элитную школу, в 116-ю брали всех детей из микрорайона, а из других районов города - по собеседованию, и практически никому не отказывали. При переборе Алевтина Ивановна ухитрялась "пробить" дополнительные классы.
Из книги "116-е июня": "Педагогический коллектив сумел в начале 60-х годов уловить запах перемен, аромат свободы и оттепели, проникнуться им самим и передать его ученикам. Если кто-то ранее комплексовал, не ставил себя ни в грош, или кого-то не ставили, он обретал уверенность в себе, расслаблялся, распрямлялся и казался себе неуязвимым. Школьная жизнь была проникнута возбуждающим духом свободы, свободы слова, мысли, дела".
Слово "школа" имеет и другие значения, кроме "учреждение образования". Так называют и течение в науке, и отпечаток качественного образования в человеке. Стошестнадцатая создала в Одессе течение жизни, определенный стиль успеха и еще то, что удается только самым престижным учебным заведениям мира - корпоративную сопричастность бывших выпускников. Состоявшийся три года назад слет выпускников назывался всемирным: не считая одесситов и россиян, на него съехались около ста гостей из дальнего зарубежья. Среди них - профессора, бизнесмены, учителя, юристы, чиновники, политики (в том числе один кандидат в Президенты Украины), врачи и священники. Для каждого из них рекомендация "из нашей школы" скачкообразно повышает уровень доверия, вызывает побуждение бескорыстно помочь и возможность, не стесняясь, попросить об ответной услуге.
В середине 90-х возник новый феномен, побуждающий поверить, что школа это не только образование, но и воспитание. "Клуб 116" - общественная организация выпускников, помогающих своим старым учителям вполне материальной помощью. В принципиальном отличии от большинства местных благотворительных организаций, питающихся западными грантами или оттаптывающих пороги коммерческих офисов и чиновных кабинетов, это типичная для развитых стран, но почти нереальная у нас экономическая структура. Относительно мелкие благотворительные взносы поступают воистину добровольно от множества физических лиц - выпускников.
Стошестнатики выпустили две книги о школе, все авторские и издательские работы сделаны не волонтерами, но добровольцами, без цента "компенсаций" (так в общественных организациях западного типа стыдливо называют зарплату). Книги эти продаются по несоразмерной благотворительной цене - и раскупаются! - другими выпускниками. Деньги идут бывшим учителям 116-й - на продукты, лекарства, врачей, больницы... все чаще и на похороны. Алевтина Ивановна умерла 23 мая 2003 года на 83-м году жизни...
Странным и символическим образом на углу Греческой и Канатной сосуществовали одновременно несколько эпох нашей неоднозначной истории. Синтез их породил 116-ю, которая навсегда останется памятником одесской культуры.
Михаил КОРДОНСКИЙ
"В этом здании с 1961 по 1980 год находилась средняя школа №116, основанная педагогом и общественным деятелем Алевтиной Ивановной Кудиновой".
Более сорока лет назад, после долгого перерыва в связи с социалистическим "равенством" начались уроки одной из первых в СССР элитной школы. Ее выпускники украшали столичные вузы, военные и космические НИИ, а теперь - американские университеты и фирмы. Стошестнадцатая была порождением оттепели, цитаделью свободомыслия. Торжественное открытие мемориальной доски приурочено ко дню рождения Алевтины Ивановны. От таких совпадений тянет в астрологию и прочую мистику: 5-е марта - день смерти Сталина.
Кроме очень хорошего образования, 116-я отличалась невиданным уровнем свободы. Начиналось с того, что в школе можно было критиковать учителей: в стенгазетах, сценках театра миниатюр и КВН-команды, на собраниях и классных часах. Каждую субботу в школе проходили театрализованные вечера с живыми школьными и приглашенными рок-ансамблями - это в то время, когда рок еще был полуподпольным искусством. Даже комсомольское собрание в 116-й превращалось в огромный спектакль с живыми страстями и реальным коллективным решением насущных вопросов школьной жизни. Все это - только легальная часть айсберга. Когда учителя не видели, или обязаны были не видеть, или делали вид, что не видят, по школе гуляли перепечатки и магнитозаписи литературных произведений, запрещенных тогдашней властью в прямом смысле слова. Эти тексты обсуждались и порождали новые мысли. Практически все это сходило с рук.
Уникальное учреждение образования было создано в сети физико-математических школ для одаренных детей, по идеям всемирно известного математика академика А.Н. Колмогорова. Советское руководство готовило кадры для науки, наука нужна была, прежде всего, для армии, а люди, не наученные свободно мыслить, никогда не смогут создать ничего нового, в том числе и нового оружия. Для космической сверхдержавы эти соображения были приоритетнее условностей изрядно пообветшавшего ленинизма. Но в хитрой Одессе из 500 учеников-старшеклассников только 10% обучались по физматпрограммам. Остальные получали простые житейские профессии, типа автослесаря или радиомонтажника. Как в любую, не элитную школу, в 116-ю брали всех детей из микрорайона, а из других районов города - по собеседованию, и практически никому не отказывали. При переборе Алевтина Ивановна ухитрялась "пробить" дополнительные классы.
Из книги "116-е июня": "Педагогический коллектив сумел в начале 60-х годов уловить запах перемен, аромат свободы и оттепели, проникнуться им самим и передать его ученикам. Если кто-то ранее комплексовал, не ставил себя ни в грош, или кого-то не ставили, он обретал уверенность в себе, расслаблялся, распрямлялся и казался себе неуязвимым. Школьная жизнь была проникнута возбуждающим духом свободы, свободы слова, мысли, дела".
Слово "школа" имеет и другие значения, кроме "учреждение образования". Так называют и течение в науке, и отпечаток качественного образования в человеке. Стошестнадцатая создала в Одессе течение жизни, определенный стиль успеха и еще то, что удается только самым престижным учебным заведениям мира - корпоративную сопричастность бывших выпускников. Состоявшийся три года назад слет выпускников назывался всемирным: не считая одесситов и россиян, на него съехались около ста гостей из дальнего зарубежья. Среди них - профессора, бизнесмены, учителя, юристы, чиновники, политики (в том числе один кандидат в Президенты Украины), врачи и священники. Для каждого из них рекомендация "из нашей школы" скачкообразно повышает уровень доверия, вызывает побуждение бескорыстно помочь и возможность, не стесняясь, попросить об ответной услуге.
В середине 90-х возник новый феномен, побуждающий поверить, что школа это не только образование, но и воспитание. "Клуб 116" - общественная организация выпускников, помогающих своим старым учителям вполне материальной помощью. В принципиальном отличии от большинства местных благотворительных организаций, питающихся западными грантами или оттаптывающих пороги коммерческих офисов и чиновных кабинетов, это типичная для развитых стран, но почти нереальная у нас экономическая структура. Относительно мелкие благотворительные взносы поступают воистину добровольно от множества физических лиц - выпускников.
Стошестнатики выпустили две книги о школе, все авторские и издательские работы сделаны не волонтерами, но добровольцами, без цента "компенсаций" (так в общественных организациях западного типа стыдливо называют зарплату). Книги эти продаются по несоразмерной благотворительной цене - и раскупаются! - другими выпускниками. Деньги идут бывшим учителям 116-й - на продукты, лекарства, врачей, больницы... все чаще и на похороны. Алевтина Ивановна умерла 23 мая 2003 года на 83-м году жизни...
Странным и символическим образом на углу Греческой и Канатной сосуществовали одновременно несколько эпох нашей неоднозначной истории. Синтез их породил 116-ю, которая навсегда останется памятником одесской культуры.
Михаил КОРДОНСКИЙ
![]() |
![]() |
Джерело |
Фотографія А.Крантова, 2024 р. |
Комментарии