Юлия Александровна Рейдер
Участок № (возможно, погребена на Втором христианском кладбище)
Юлия Александровна Рейдер (1870 - 20.05.1942) - оперная певица, педагог, основатель Одесской вокальной школы, профессор Одесской консерватории, первая заведующая кафедрой сольного пения (1917-1942), основательница основных принципов методики вокала 20-30–х годов, общественный деятель, учёный.
![]() |
Ю.А. Рейдер работала в итальянских оперных театрах, в Харьковском оперном театре и в других театрах страны. В ее репертуаре были сложные арии оперного репертуара Дж. Верди, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова и др. Высокообразованный, талантливый музыкант, Юлия Александровна осознавала необходимость системного подхода, то есть создание единого метода преподавания, который должен основываться на сочетании работы по созданию музыкально-художественного образа с высокими техническими данными.
Некоторые из педагогов кафедры скептически относились к этому и придерживались устоявшихся традиций. Но были и сторонники Юлии Александровны, среди них А. Асланова и В. Селявин.
А. Асланова более 20 лет работала в Одесской консерватории и много внимания уделяла именно вокально-техническим установкам, подчиняя им даже музыкально-художественное осмысление образа. Известной ее ученицей стала народная артистка СССР Е. И. Чавдар.
В. Селявин отстаивал противоположный взгляд на вокальную педагогику. Он считал, что работа над музыкально-художественным содержанием должна предусматривать, опережать "техническую возню", но в то же время требовал кантиленного пения. В классе профессора В. Селявина были воспитаны: лауреат республиканского конкурса, солистка Одесского театра оперы и балета А. Крыжановская, солист Киевского оперного театра В. Козерацкий, лауреаты Всеукраинского конкурса С. Молотова, К. Платова, до V курса учился А. Кривченя.
Ю.А. Рейдер никогда не отделяла технику вокала от раскрытия музыкально-художественного образа. Она считала, что эти два процесса должны тесно переплетаться и быть по своему значению равноценными с той лишь разницей, что в первые годы обучения больше внимания следует уделять постановке голоса.
Выступая в 1927 году на I Всероссийском съезде вокалистов Ю. Рейдер пыталась предоставить научную основу вокальной педагогике, покончить с дилетантским подходом в обучении. Сущность единого метода преподавания она формулировала так: "Техника вокала и раскрытие художественного образа, как неразрывный процесс", "Кто хочет петь – должен уметь дышать, в дыхании – жизнь вокалиста", "Певец, который не обладает серединой своего голоса, никогда не сможет петь" и др. Она призывала к открытому активному обмену опытом, знаниями, пытаясь обобщить всю информацию и создать единый метод преподавания вокала.
Во время ВОВ Ю. Рейдер оставалась в Одессе, где и преждевременно ушла из жизни.
Деятельность профессора Ю. Рейдер была освещена во многих документах, которые, к сожалению, потерялись или исчезли во время ВОВ. Поэтому основные аспекты ее деятельности могут быть рассмотрены только в рамках ее рукописного доклада, который находится в библиотеке Одесской национальной музыкальной академии имени А. В. Неждановой, а также в методическом пособии Н.Ф. Войцеховской "Одесская Вокальная школа. Ее история и достижения" (Одесса, 1982).
Наиболее известные выпускники Ю.А. Рейдер – народный артист РСФСР С. Мигай, народный артист СССР М. Гришко, народный артист УССР М. Бем, заслуженная артистка УССР О. Благовидова, профессор И. Райченко, заслуженный артист РСФСР Б. Гефт.
Анализируя и систематизируя методы преподавания Ю. Рейдер, А. Аслановой, В. Селявина, можно уверенно сказать, что они все внесли большой вклад в формирование и развитие Одесской школы вокального искусства.
Ю. Рейдер создала целую плеяду последователей своей вокальной методики, олицетворенную ее учениками – О.М. Благовидовой (заведующей кафедрой 1944-1974 гг.), И.В. Райченко, Ф.И. Дубиненко, М.В. Голятовской.
![]() |
"Одесская газета". - № 85. - 22 мая. - 1942. |
![]() |
![]() | |
|
Комментарии