Виталий Григорьевич Яковенко
Ділянка № 77.
Віталій Григорович Яковенко (22.10.1918 - 21.07.2000) – доктор технічних наук, професор. Почесний працівник морського флоту СРСР. Учасник Другої світової війни.
Юлія Борисівна Яковенко (15.02.1924 - 11.01.2011) - дружина.
Сергій Віталійович Яковенко (31.03.1950 - 04.06.2023) - син.
"Без преувеличения можно сказать, что его фамилию знали практически во всех морских портах и СРЗ СССР. Не говоря уже о Черноморско-Азовском и Дунайском бассейнах.
Виталий Григорьевич Яковенко родился 22 октября 1918 г. в семье известного украинского писателя Г.П. Яковенко (репрессирован в 1937 г.). В 1936 г. он — студент Московского института инженеров транспорта.
В июле 1941 г. уходит добровольцем на фронт. Однако фронту нужны были инженеры-транспортники. По решению правительства, после временной мобилизации, в январе 1942 г. заканчивает институт. И снова фронт.
Воевал Виталий Григорьевич Яковенко в спецформированиях Управления военно-восстановительных и заградительных работ Юго-Западного и 3-го Украинского фронтов. Войну закончил в Румынии. Его грудь украшали многочисленные фронтовые награды.
После войны он работал на строительстве гидротехнических сооружений, а также мостов через реки Дон, Кубань, Иртыш, Обь, Енисей. Строил Цимлянскую и Волжскую ГЭС, осваивал целинные земли Казахстана. За успешное строительство мостового перехода через Цимлянское водохранилище был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1954 г. с отличием закончил Академию транспорта министерства путей сообщения СССР.
С 1956 г. Виталий Яковенко — главный инженер и управляющий треста «Дальморгидрострой». Руководит строительством морских и рыбных портов в Находкинской бухте. В 1959 г. его переводят на работу главным инженером треста «Новороссийскморстрой». За внедрение в практику строительства новых конструкций гидротехнических сооружений награжден серебряной медалью ВДНХ СССР.
В 1964 г. переведен в систему министерства морского флота СССР, главным инженером института ЧерноморНИИпроект. В этой должности Яковенко проработал более 16 лет.
Под его непосредственным руководством были запроектированы важнейшие портовые объекты на Черноморско-Азовском, Дунайском, а также других бассейнах СССР и в ряде зарубежных стран. В 1972 г. за строительство Широкого пирса № 2 в Новороссийском порту Виталий Яковенко становится лауреатом премии Совета Министров СССР.
С 1981 г. Виталий Григорьевич на педагогической работе — сначала в Одесском инженерно-строительном институте и Институте инженеров морского флота, затем в Институте повышения квалификации руководящих кадров и специалистов Минморфлота СССР.
Виталий Григорьевич Яковенко ушел из жизни 21 июля 2000 года…
Этот человек всецело посвятил себя портовому гидротехническому строительству. Весь его жизненный путь — пример беззаветного служения портам и флоту. Чем больше дистанция между его временем и нашим, тем более рельефной представляется личность Виталия Григорьевича Яковенко. Судьба одарила его разносторонними способностями. Он — классический пример сочетания блестящих теоретических знаний, многолетнего опыта строительства, проектирования, научных исследований и педагогической деятельности.
Виталий Григорьевич держал «в голове» всю гидротехнику, запроектированную ЧерноморНИИпроектом. Знал тонкости и особенности проектирования наиболее ответственных объектов отрасли. Его всегда отличал творческий подъем, глубина знаний, умение сосредоточиться на рассмотрении важнейших задач. Пример — многие технические решения и подходы, надежность которых подтверждена жизнью.
Под его непосредственным техническим руководством было начато строительство порта Южный; реконструированы перегрузочные комплексы в портах Одесса и Новороссийск, а также нефтепирс в порту Туапсе; новую жизнь получили порты Измаил и Рени, построен глубоководный пирс нефтегавани Шесхарис и др. Неоднократно Виталий Григорьевич выезжал на строящиеся объекты с тем, чтобы на месте принять наиболее оптимальные решения, исключающие нежелательные либо аварийные ситуации. Он мог работать оперативно, мгновенно взвешивая все «за» и «против», мог быть убедительным, не допуская принятия скоропалительных решений. Примером тому могут служить ситуации, сложившиеся после катастрофического шторма на мысе Пицунда, последствия землетрясения 1977 г. в портах Измаил и Рени и др.
Виталий Григорьевич неизменно председательствовал на секции морской гидротехники Научно-технического совета ЧерноморНИИпроекта, где решалась судьба сооружений портов и СРЗ Южного региона. При всей своей занятости, зачастую его можно было увидеть рядом с проектировщиком за чертежной доской либо вносящим поправки в чертежи и расчетные схемы. Прекрасно разбираясь в специалистах, Яковенко знал на кого рассчитывать, выполняя то или иное задание Минморфлота. Неоднократно он лично защищал технические решения, принятые институтом на заседаниях НТС или в экспертизе Минморфлота и Минтрансстроя СССР. Ему по плечу было разобраться и найти выход из, казалось бы, тупиковых ситуаций. Глубокие знания требований нормативных документов, особенностей гидротехнических расчетов, инженерная смекалка позволяли Виталию Григорьевичу всегда оставаться на высоте.
Человек огромного технического потенциала, поистине энциклопедических знаний по теории и практике гидротехнического строительства, Виталий Яковенко был автором значительного количества научных трудов, монографий и изобретений. Его монографии «Строительство причалов» (1981 г.), «Строительство молов и волноломов» (1983 г.), «Строительство берегоукрепительных сооружений» (1985 г.) стали классическими разработками, настольными книгами морских гидротехников на все времена.
Виталий Григорьевич был в числе основателей лабораторной базы ЧерноморНИИпроекта для крупномасштабного моделирования гидротехнических сооружений, а также экспериментального комплекса для волновых исследований. В последствии лабораторная база института позволила решать научно-практические задачи, не имеющие аналогов в мировой практике портостроения.
Виталий Григорьевич Яковенко — доктор технических наук, профессор. Почетный работник морского флота СССР.
Раньше других он понял, что наступил век технологий. Что неуклюже подобранной технологией можно сгубить самые перспективные конструктивные решения, принятые в проектах. Его докторская диссертация, блестяще защищенная в 1988 г. в Московском инженерно-строительном институте, была посвящена исследованию проблем технологии портового гидротехнического строительства. Это была, наверное, первая в стране «технологическая» диссертация по морской гидротехнике.
Бесчисленные комитеты, ассоциации и объединения, конференции и совещания хотели видеть его если не председателем, то непременно членом президиума… Виталий Григорьевич же всегда был рядом с людьми творческими, насколько это возможно отдаляясь от чиновников и управленцев.
В министерских коридорах и студенческих аудиториях, рабочих бытовках, за инженерным столом он чувствовал себя как равный среди равных. К мнению Яковенко не просто прислушивались, оно принималось безоговорочно. А его размашистая, легко узнаваемая подпись на документах свидетельствовала о надежности принятых решений, о гарантии качества.
Наверное, нет такого порта на просторах бывшего СССР, где бы не трудились его ученики, последователи и единомышленники.
Виталий Григорьевич был человеком с удивительным культурным кругозором, блестящим знатоком украинской истории, собирателем раритетов украинской литературы, театра, живописи. Запросто цитировал любимых украинских поэтов и прозаиков.
Виталий Яковенко в совершенстве владел украинским техническим языком. Он являлся автором первого украинско-русского словаря терминов по морской гидротехнике — издания уникального, но, увы, еще не до конца оцененного специалистами.
Человек тактичный, умеющий выслушать любого, с какой бы просьбой к нему ни обратились. Человек, стремящийся помочь людям, человек, не щадивший себя, — таким вспоминается Виталий Григорьевич Яковенко. Не счесть людей, которым он помог, подсказал, подставил плечо. Его неизбирательная доброта поражала…
Умирают инженеры, но не умирают инженерные решения.
Сегодня успешно работающие морские порты Украины — лучшая память о прекрасном человеке, интеллигенте, инженере-гидротехнике от Бога, ученом, педагоге Виталии Григорьевиче Яковенко".
Комментарии