Семён Иосифович Кесельман

Участок № 67.

Семён Иосифович Кесельман(14.07(26.07).1889 - 09.08.1940) - одесский поэт "Серебряного века", журналист,  печатался под псевдонимами Эскесс, Э-съ, Э, С.К.

Милица Стефановна Заркова (1896 - 09.04.1981) - супруга С.И. Кесельмана.

Семён Кесельман родился в Одессе в семье купца 2-й гильдии Иосифа Юдковича и Ольги Осиповны Кесельман.

ГАОО, ф.39, оп.5, д.44, л.208.

"Адресная книга одесских 1-й и 2-й гильдии купцов"(1890)
 На момент переписи населения г.Одессы 1897 года семья проживала на Малой Арнаутской, 71(сегодня этот дом числится под №73).


ГАОО, Ф. 2, оп. 8, д.1237, л.4-5.

Кесельман окончил с золотой медалью 5-ю гимназию, потом обучался на юридическом факультете одесского университета(1909-1914). Уже в гимназии молодой поэт издавал рукописный журнал "Набат". С 1911 года начал свою деятельность в копеечной газете "Одесское слово". Там он работал без гонорара, но с правом бесплатного посещения всех театров в качестве рецензента.

Печатал стихи и карикатуры в одесском журнале "Крокодил", а также в газетах "Южная мысль" и "Одесские новости". Его стихотворения были опубликованы в 1914-м году в местных альманахах "Шёлковые фонари" и "Солнечный путь". В 1916- м - в петроградском "Новом Сатириконе".

В.П. Катаев в романе "Алмазный мой венец" писал:

"Он был, эскесс, студентом, евреем, скрывавшим свою бедность. Он жил в большом доме, в нижней части Дерибасовской улицы, в «дорогом районе», но во втором дворе, в полуподвале, рядом с дворницкой и каморкой, где хранились иллюминационные фонарики и национальные бело-сине-красные флаги, которые вывешивались в царские дни. Он жил вдвоём со своей мамой, вдовой. Никто из нас никогда не был у него в квартире и не видел его матери. Он появлялся среди нас в опрятной, выглаженной и вычищенной студенческой тужурке, в студенческих диагоналевых брюках, в фуражке со слегка вылинявшим голубым околышем. У него было как бы смазанное жиром лунообразное лицо со скептической еврейской улыбкой. Он был горд, ироничен, иногда высокомерен и всегда беспощаден в оценках, когда дело касалось стихов. Он был замечательный пародист…
Он был поэт старшего поколения, и мы, молодые, познакомились с ним в тот жаркий летний день в полутемном зале литературного клуба, в просторечии «литературки», куда Петр Пильский, известный критик, пригласил через газету всех начинающих поэтов, с тем чтобы, выбрав из них
лучших, потом возить их напоказ по местным лиманам и фонтанам, где они должны были читать свои стихи в летних театрах. Эскесс уже тогда был признанным поэтом и, сидя на эстраде рядом с полупьяным Пильским, выслушивал наши стихи и выбирал достойных".

Из сборника "Одесский журнал "Крокодил" и его авторы. Избранные страницы(1911-1912)".
 
Из сборника "Одесский журнал "Крокодил" и его авторы. Избранные страницы(1911-1912)".

Фельетон из журнала "Фигаро", №11.- август. - 1918(опубликовано в сборнике "Благоухающий пепел: По страницам старой одесской периодики"(сост.Т.В. Щурова, автор вступ. статьи Е.М. Голубовский)

Окно в апрель

Чем дальше в жизнь, тем злей и непонятней

Проходят дни, как дымное пятно,

И лишь, как встарь, светло моё окно

С чернеющей на крыше голубятней.

 

Весенний город стелет море крыш,

Над ним колокола звенят к вечерне,

Твои мечты темней и суеверней,

И ты о жизни тихо говоришь.

 

Последний луч за кровлей тихо сгинул,

В душе, как месяц, всходит лик тоски,

А вечер уж жаровню опрокинул

И по небу рассыпал угольки.

 

1914 г.

 

Красный переулок

(Старая Одесса)

 

Из темных складов, пряный и густой,

Дурманит запах чая и корицы,

Где в ящиках, измазанных смолой,

Краснеет груз марсельской черепицы.

 

На площади, где блещет легкий день,

В кофейне у стеклянной галереи

Сошлись торговцы — греки и евреи,

Вкушать в тени полуденную лень.

 

Старинных улиц дивное виденье,

Проходит он, блаженно одинок,

Внимая пенью новых грустных строк,

Любезный север видя в отдаленьи.

 

Канат, скрипя, бадью с водой потянет —

И переулок снова пуст и глух,

И бродит лишь, неистово горланя,

По солнечному дворику петух.

 

1914г.

В 1918-м году несколько миниатюр Кесельмана были с успехом поставлены в киевском эстрадном театре"Гротеск". Также в те годы поэт публиковался в одесских журналах «Южный огонек», «Огоньки», «Фигаро» и «Мельпомена».

С начала 1920-х годов он полностью прекратил писать. Работал юрисконсультом в Гостиничном тресте. Из статьи одесского исследователя А.Л. Яворской "Город и море в поэзии Семёна Кесельмана":

"В советской трудовой книжке Кесельмана отмечено единственное место работы – Гостиничный трест, где он проработал в должности юрисконсульта-секретаря с 1 октября 1927 по 14 марта 1939-го15. По словам его жены Милицы Зарковой Кесельман отошел от литературы, не желая приспосабливаться к официальной идеологии, говорил, что бросил писать стихи, так как при новой власти его поэзия не могла существовать, как и стихи Ахматовой.
Заркова рассказывала, что муж читал ей какие-то юмористические стихи, посвященные неурядицам 20-х годов, и смогла процитировать две строчки из одного: «Но хлеб нельзя было достать / Ни через Е, ни через ЯТЬ»

М. Заркова хранила архив поэта, но во время оккупации, опасаясь обыска, уничтожила письма, большинство фотографий и документов. В те же годы она сняла табличку с могилы поэта, боясь осквернения. Памятник на могиле был восстановлен в начале 2000-х г".

При жизни поэта не вышло ни одной его книги. Уже после Второй мировой войны его вдова Милица Заркова передала архив С.И. Кесельмана одесскому краеведу С.З. Лущику.

В 2013-м году был выпущен сборник Семена Кесельмана "Стеклянные сны".







Источник
 

Фотография А.Крантова, 2022 г.

Фотография А.Крантова, 2022 г.

Фотография А.Крантова, 2022 г.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Алёна Александровна Меньшагина

Виталий Мурсалович Аликберов.

Борис Борисович Вихров