Георгий Викторович Исаев
Участок №21.
Георгий Викторович Исаев (24.10.1949 - 21.11.2017) - фотохудожник.
Статья А.Яворской:Источник
Жора Исаев.
Георгий Викторович Исаев, фотохудожник. Родился 24 октября 1949. Умер 21 ноября 2017.
Фотолаборатория в подвале. Вечный дым, приоткрытое окно, интересные люди, захватывающие разговоры.
Жорик,
страстный и уставший, негодующий и благодушный. То он заботливо варит
утренний кофе своему «курятнику» – избранным музейным барышням – то с
криком изгоняет их из уютного подвала, заполненного всевозможными
старыми вещами.
Когда опускается черная бархатная занавеска, отделяющая собственно
лабораторию («раболаторию», как говорит Жора) от фотолаборатории,
говорить надо вполголоса – Исаев работает. Его работы – на стене
лаборатории. И мы все – тоже модели. До сих пор я смотрю на фото,
сделанные Жориком, и поражаюсь – неужели это я?
Фантастические
выставки, которые мы помогали в меру своих сил делать – клеили, резали,
набирали тексты, в крайнем случае – готовили чай.
Книги, которые мы
вместе читали – доставая у знакомых, затем покупая на «книжке».
Распечатка (скорее, ксерокс верстки) перевода второй и третьей части
«Властелина колец», который Жорик купил по случаю на аллее Горсада
(первая «книжка», появившаяся во время перестройки) – и мы читали через
плечо, выхватывая друг у друга очередную страницу. А печатная книга
вышла лишь через три года.
Что это было? Чудо? Но вокруг Жоры
постоянно случались маленькие чудеса – приходили люди, которые затем
становились близкими друзьями, пересекались пути совершенно разных людей
– от несчастного Коли Новикова до барственного Олега Козловского.
Жорик
– это безумные дни рождения – и его, и наши. Это море и яхта, дым
табака и крепость кофе. Компании, в которых одинаково хорошо говорить и
молчать, пить и просто сидеть рядом, музыка, постоянно звучащая,
ощущение безумной легкости бытия. Это цветы Восьмого марта – для всех,
щедрые подарки.
Печной изразец с рыцарем – Жорик нашел его в каком-то
подвале. Рыцарь был покрыт двадцатью слоями краски. Я первая начала
откалывать краску и скальпелем снимать наслоения, потом всех увлекло это
медиативное занятие. И рыцарь этот висел, уже приведенный в
приличествующий вид, в лаборатории. А потом Жора подарил его мне . Я
долго отказывалась – слишком дорогой подарок. Но через два года он
настоял – и рыцарь висит у меня. Как и последний его подарок – натюрморт
«Хлеб и маца».
Как говорят в таких случаях – это молодость наша. Да,
молодость, зрелость, почти тридцать лет знакомства и двадцать – дружбы.
Исаев, Жорка, Жорик, Георгий Викторович...
Впрочем, Георгием
Викторовичем его никто не называл. И в этом не было ни капли неуважения
или панибратства. Просто был он – Жора. Я не могу вспомнить, когда
увидела его впервые, но точно знаю, что было это в музее. А когда он
второй раз пришел работать в музей, фотомастерская в подвале стала самым
притягательным местом.
Святая святых с красным светом, где он проявлял и печатал фотографии – забытое и малодоступное сейчас искусство. И рядом – небольшая комнатка, заставленная мебелью, глиняными макитрами и кувшинами, увешанная фотографиями старых одесситов и снимками Жоры, старыми таблицами с названиями улиц, знаменами и работами друзей-художников – Миши Черешни, Сережи Бурды. Клубы дыма витают в воздухе, открытое окно не помогает, лишь кошки и котята запрыгивают в подвал, где их ждет угощение.
Жора вечно с сигаретой, с трубкой, или с самокруткой голландского табака. Жора рычащий, дружелюбный, матерящийся, приветливо встречающий или бурно выгоняющий неугодного гостя. Впрочем, неугодных почти не было.
Чашка кофе по утрам, вопли «Где ты ходишь, я давно кофе сделал!», разговоры о прочитанных книгах – которые в те далекие годы еще нужно было достать. Детективы и фантастика, которую мы с упоением читали в далекие девяностые, музыка, которая звучала в мастерской.
Теплая компания, которая сложилась тогда – Жора, Лена, Ирочка
Крашенинникова (теперь Ирина Лившен), Лена Богуславская (Лена Смирин),
я. Посиделки в мастерской, в подвале у Миши Черешни, где какое-то время
была мастерская Жоры, традиция –13 января встречать Старый Новый год у
него на Фонтане.
Серия отъездов, и прощальные снимки, сделанные
Жорой: Белочка Тульчинская, Наташа Городецкая, Боря Владимирский, Ирочка
Крашенинникова (Жора снимал и их свадьбу с Виталиком, роман тоже
начался в его лаборатории).
Дни рождения, шашлыки на море, вечный
мастер шашлыка Юра Бойко, Света Птичка, Сияна, Халида, Женя Каушанский.
Эти годы напоенные солнцем и морем, вспоминаются как вечное лето.
Жора,
злобно рычащий о ненависти к детям, и толпа детей вокруг, обожавших его
– и моя Ира, и Петя Кулиниченко, и Сиянкин Гоша, и замечательные
фотографии детей, которые он делал. После того, как он не выставил из
лаборатории пятилетнюю Иру, долго с упоением объяснявшую ему, как вредно
курить, в вопли о ненависти верилось с трудом.
Но кроме веселого,
легкого, солнечного общения был Мастер, фотограф, который мог снять
непримечательную девушку так, что все вокруг восторженно ахали, мог
вселить уверенность, изменить отношение к себе. Его умение видеть город,
бытовые сценки, пойманные фотоаппаратом, лица друзей и прохожих, дворы,
коты – мир Жоры Исаева.
И выставка его «Двор, дворяне, дворники», занявшая три зала музея,
необычная, как сказали бы сейчас – креативная, с макетом водопроводной
колонки и котом на ней, развешанными веревками с бельем, фотографиями из
архивов одесситов и снимками Жоры. А перед выставкой, в вестибюле, на
веревках – фото современников, одесситов. Жора бесплатно снимал всех
желающих, одну фотографию дарил, вторая шла на выставку. Все мы помогали
монтировать выставку – клеили, резали, развешивали. Помогали Алла
Крикун, Сеня и Ира Фельдманы. К счастью, сохранилась съемка с открытия
выставки.
Много было всего – и выставок, и замечательных знакомств в
лаборатории, разговоров, споров. И в центре этого был Жорик, Жора Исаев.
Это шальная молодость, это зрелость, это большая часть моей жизни.
И невозможно привыкнуть к тому, что Жоры нет.
Елена Каракина (04.03.2022): "К моему путеводителю "Гуляем по Одессе". Коллаж Георгия Исаева. Никогда не публиковались. Цветная печать слишком дорога для издателя. ЛЕНА".
![]() |
Фотография А. Крантова, 2022 г. |
![]() |
Фотография А. Крантова, 2022 г. |
Комментарии