Георгий Викторович Исаев

Участок №21.

Георгий Викторович Исаев (24.10.1949 - 21.11.2017) - фотохудожник.

Источник
Статья А.Яворской:

Жора Исаев.

Георгий Викторович Исаев, фотохудожник. Родился 24 октября 1949. Умер 21 ноября 2017.
Фотолаборатория в подвале. Вечный дым, приоткрытое окно, интересные люди, захватывающие разговоры.
Жорик, страстный и уставший, негодующий и благодушный. То он заботливо варит утренний кофе своему «курятнику» – избранным музейным барышням – то с криком изгоняет их из уютного подвала, заполненного всевозможными старыми вещами.

Когда опускается черная бархатная занавеска, отделяющая собственно лабораторию («раболаторию», как говорит Жора) от фотолаборатории, говорить надо вполголоса – Исаев работает. Его работы – на стене лаборатории. И мы все – тоже модели. До сих пор я смотрю на фото, сделанные Жориком, и поражаюсь – неужели это я?
Фантастические выставки, которые мы помогали в меру своих сил делать – клеили, резали, набирали тексты, в крайнем случае – готовили чай.
Книги, которые мы вместе читали – доставая у знакомых, затем покупая на «книжке». Распечатка (скорее, ксерокс верстки) перевода второй и третьей части «Властелина колец», который Жорик купил по случаю на аллее Горсада (первая «книжка», появившаяся во время перестройки) – и мы читали через плечо, выхватывая друг у друга очередную страницу. А печатная книга вышла лишь через три года.
Что это было? Чудо? Но вокруг Жоры постоянно случались маленькие чудеса – приходили люди, которые затем становились близкими друзьями, пересекались пути совершенно разных людей – от несчастного Коли Новикова до барственного Олега Козловского.
Жорик – это безумные дни рождения – и его, и наши. Это море и яхта, дым табака и крепость кофе. Компании, в которых одинаково хорошо говорить и молчать, пить и просто сидеть рядом, музыка, постоянно звучащая, ощущение безумной легкости бытия. Это цветы Восьмого марта – для всех, щедрые подарки.
Печной изразец с рыцарем – Жорик нашел его в каком-то подвале. Рыцарь был покрыт двадцатью слоями краски. Я первая начала откалывать краску и скальпелем снимать наслоения, потом всех увлекло это медиативное занятие. И рыцарь этот висел, уже приведенный в приличествующий вид, в лаборатории. А потом Жора подарил его мне . Я долго отказывалась – слишком дорогой подарок. Но через два года он настоял – и рыцарь висит у меня. Как и последний его подарок – натюрморт «Хлеб и маца».
Как говорят в таких случаях – это молодость наша. Да, молодость, зрелость, почти тридцать лет знакомства и двадцать – дружбы. Исаев, Жорка, Жорик, Георгий Викторович...
Впрочем, Георгием Викторовичем его никто не называл. И в этом не было ни капли неуважения или панибратства. Просто был он – Жора. Я не могу вспомнить, когда увидела его впервые, но точно знаю, что было это в музее. А когда он второй раз пришел работать в музей, фотомастерская в подвале стала самым притягательным местом.

Святая святых с красным светом, где он проявлял и печатал фотографии – забытое и малодоступное сейчас искусство. И рядом – небольшая комнатка, заставленная мебелью, глиняными макитрами и кувшинами, увешанная фотографиями старых одесситов и снимками Жоры, старыми таблицами с названиями улиц, знаменами и работами друзей-художников – Миши Черешни, Сережи Бурды. Клубы дыма витают в воздухе, открытое окно не помогает, лишь кошки и котята запрыгивают в подвал, где их ждет угощение.

Жора вечно с сигаретой, с трубкой, или с самокруткой голландского табака. Жора рычащий, дружелюбный, матерящийся, приветливо встречающий или бурно выгоняющий неугодного гостя. Впрочем, неугодных почти не было.

Чашка кофе по утрам, вопли «Где ты ходишь, я давно кофе сделал!», разговоры о прочитанных книгах – которые в те далекие годы еще нужно было достать. Детективы и фантастика, которую мы с упоением читали в далекие девяностые, музыка, которая звучала в мастерской.

Теплая компания, которая сложилась тогда – Жора, Лена, Ирочка Крашенинникова (теперь Ирина Лившен), Лена Богуславская (Лена Смирин), я. Посиделки в мастерской, в подвале у Миши Черешни, где какое-то время была мастерская Жоры, традиция –13 января встречать Старый Новый год у него на Фонтане.
Серия отъездов, и прощальные снимки, сделанные Жорой: Белочка Тульчинская, Наташа Городецкая, Боря Владимирский, Ирочка Крашенинникова (Жора снимал и их свадьбу с Виталиком, роман тоже начался в его лаборатории).
Дни рождения, шашлыки на море, вечный мастер шашлыка Юра Бойко, Света Птичка, Сияна, Халида, Женя Каушанский. Эти годы напоенные солнцем и морем, вспоминаются как вечное лето.
Жора, злобно рычащий о ненависти к детям, и толпа детей вокруг, обожавших его – и моя Ира, и Петя Кулиниченко, и Сиянкин Гоша, и замечательные фотографии детей, которые он делал. После того, как он не выставил из лаборатории пятилетнюю Иру, долго с упоением объяснявшую ему, как вредно курить, в вопли о ненависти верилось с трудом.
Но кроме веселого, легкого, солнечного общения был Мастер, фотограф, который мог снять непримечательную девушку так, что все вокруг восторженно ахали, мог вселить уверенность, изменить отношение к себе. Его умение видеть город, бытовые сценки, пойманные фотоаппаратом, лица друзей и прохожих, дворы, коты – мир Жоры Исаева.

И выставка его «Двор, дворяне, дворники», занявшая три зала музея, необычная, как сказали бы сейчас – креативная, с макетом водопроводной колонки и котом на ней, развешанными веревками с бельем, фотографиями из архивов одесситов и снимками Жоры. А перед выставкой, в вестибюле, на веревках – фото современников, одесситов. Жора бесплатно снимал всех желающих, одну фотографию дарил, вторая шла на выставку. Все мы помогали монтировать выставку – клеили, резали, развешивали. Помогали Алла Крикун, Сеня и Ира Фельдманы. К счастью, сохранилась съемка с открытия выставки.
Много было всего – и выставок, и замечательных знакомств в лаборатории, разговоров, споров. И в центре этого был Жорик, Жора Исаев. Это шальная молодость, это зрелость, это большая часть моей жизни.
И невозможно привыкнуть к тому, что Жоры нет.

Елена Каракина (04.03.2022): "К моему путеводителю "Гуляем по Одессе". Коллаж Георгия Исаева. Никогда не публиковались. Цветная печать слишком дорога для издателя. ЛЕНА".












 
Фотография С. Полякова.

Фотография А. Крантова, 2022 г.

Фотография А. Крантова, 2022 г.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Алёна Александровна Меньшагина

Виталий Мурсалович Аликберов.

Борис Борисович Вихров