Палисад семьи Цомакион

Участок №14.

Цомакион Георгий Фёдорович (08(20).07.1884 -11.10.1939) - доктор медицинских наук, профессор кафедры акушерства и гинекологии в Одесском медицинском институте, художник-любитель и литератор.

Цомакион(Строгонова) Марфа Викторовна (01.11.1885-22.07.1977) - живописец, прикладник

Цомакион Людмила Геогиевна (01.08.1907-07.12.1988) - библиотекарь, переводчик, узник ГУЛАГА.

Георгий Фёдорович Цомакион родился в семье потомственного дворянина, доктора наук, физика Фёдора Михайловича и писательницы, преподавателя Анны Ивановны (ур.Видинская). Об одной из сестёр Видинской, начальнице гимназии, написано здесь: https://oldchristiancemetery.blogspot.com/2023/12/blog-post.html

Из книги В.А. Смирнова "Реквием XX века"(ч.1, 2009 г.)

Перепись населения Одессы 1897 года.

Перепись населения Одессы 1897 года.

Товарищество южнорусских художников : биобиблиогр. справочник : в 2 ч. / сост. : В.А. Афанасьев, О.М. Барковская
 

Художественный критик, литератор и искусствовед С.А. Айдинян  в статье "М.В. Цомакион - эпистолярные прогулки у берегов абсолюта..." пишет: 

"Замужем Марфа Викторовна была с 1906 года за Георгием Фёдоровичем Цомакионом (1884 – 1939) профессором-медиком, оставившем след и в изобразительном искусстве. В конце 1890-х годов он посещал рисовальные курсы М.М. Манылама, некогда вольнослушателя Императорской Академии Художеств. Созданными Георгием Фёдоровичем изображениями призраков, мифических сущностей, готических апофеозов смерти, интересовался создатель «Мастера и Маргариты», М.А. Булгаков, который получал фотографии с них в Москве из рук Александры Владимировны Ясиновской, жены будущего академика-терапевта М.А. Ясиновского. Подлинники графики Г.Ф. Цомакиона некогда экспонировались в Рижском музее истории медицины, избранные из них хранятся в Одесском литературном музее, Одесском муниципальном музее личных коллекций им. А.В. Блещунова. Оставил он и гипсовые скульптурные работы, занимался резьбой по дереву. Оба, Марфа Викторовна и Георгий Фёдорович экспонировали на XXIII выставке ТЮРХа в 1912 году свои рисунки.

Род Цомакионов, по преданию, восходит к Византийскому императору Иоанну Цимисхию. В Русском биографическом словаре отмечен отец Георгия Федоровича, Фёдор Михайлович, физик, магистр, потом и доктор наук. Физиком был и брат, Борис Фёдорович, профессор Красноярского университета, член-корреспондент Академии наук Украины. На литературном поприще род Цомакионов прославила своими книгами историко-биографического жанра Анна Ивановна Цомакион, мать Георгия Фёдоровича (урождённая Видинская). Она создала для павленковской серии «Жизнь замечательных людей» исследовательские биографии Сервантеса, Гарибальди, художников Ивана Крамского и Александра Иванова. К ней в Одессу приезжал её друг, знаменитый писатель и публицист В.Г. Короленко". (https://ursp.org/index.php/proizvedeniya/item/2868) 

О судьбах Бориса (1879-1955) и Дмитрия (1882-1920-е) Цомакион можно прочитать в книге В.А. Смирнова "Реквием XX века"(ч.1).

1930-й год. Из собрания А. Крантова.
 Скончался Георгий Фёдорович 11 октября 1939 года от воспаления лёгких.

Марфа Викторовна Строгонова родилась в Кишинёве в семье личного дворянина Виктора Дмитриевича и потомственной дворянки Елены Юрьевны. 

Марфа Викторовна и Людмила Георгиевна Цомакион. Из книги Матвеевой С.Г. и Копелевой Г.В."Мы из ГУЛАГА. Одесская область".

М.Цомакион. Автопортрет. Собр. А.Дмитренко. Из биобиблиографического справочника "Общество независимых художников в Одессе/сост., авт. Барковская О.М., 2021 г.

Перепись населения Одессы 1897 года.

Перепись населения Одессы 1897 года.
Товарищество южнорусских художников : биобиблиогр. справочник : в 2 ч. / сост. : В.А. Афанасьев, О.М. Барковская

 С.А. Айдинян: 

"Марфа Викторовна Цомакион (01.11.1885 – 22.07.1977), урождённая Строганова – художница-орнаменталистка. Окончила исторический факультет Высших женских курсов в Одессе. В 1919 г. поступила на живописное отделение Одесского художественного училища, где училась у К.К. Костанди, но курс не закончила, диплом получила только в 1933 году. Была близка к Товариществу южнорусских художников, то есть к обществу любителей изобразительного искусства юга Российской империи, которое было независимым одесским творческим объединением. Она расписывала вазы, создавала орнаментальные обложки конвертов для грампластинок. С 1932 г. работала искусствоведом и художником при Одесском отделении Союза художников...

Но вернёмся к Марфе Викторовне Цомакион, ей на долю выпала миссия стать хозяйкой литературно-философского салона, который был ею спонтанно создан в 1950-ых годах. Просто к ней, носительнице старой дореволюционной культуры и к её дочери Людмиле Георгиевне, стали сходиться люди надмирных, духовных интересов, были и представители мыслящей, ищущей молодёжи. Бывали тут поэты Игорь Павлов, Римма Шаблевич, и известный журналист и библиофил Евгений Голубовский. К самому ближнему кругу Цомакионов принадлежал знаменитый академик-офтальмолог В.П.Филатов, известный культурным одесситам также и как художник и поэт. О его последних земных днях М.В. Цомакион оставила мемуарный текст. Люди из филатовского окружения становились «прихожанами» старинной, заставленной и завешенной антикварными вещами квартиры на ул. Отрадной, в доме 5, кв. 2., где жила со своими пушистыми домочадцами-котами и дочерью – Людмилой Георгиевной Цомакион (01. 08. 1907 – 07. 12.1988), Марфа Викторовна.

Там, в атмосфере интеллектуального свободомыслия горел у гостей интерес к идеям Б. Рассела, М. Хайдегера, говорилось о Жане-Поле Сартре и Камю, после чего собеседование могло нырнуть в античную классику, к Гераклиту, Платону, Аристотелю. И сразу смениться размышлениями вслух о классической музыке или поэзии. Арбитром собраний неизменно была сама Марфа Викторовна, которая, как говорила о ней Л.Г. Цомакион, «по взглядам близка к неоплатоникам». Сама же Людмила Георгиевна переводила из мировой классической поэзии, и перевела и переплела целый том европейской классики – с французского, немецкого, итальянского, английского, испанского, не чужда ей, католичке, была и латынь. Писала она и об истории римской католической церкви.

Так что на интеллектуальной карте мира это была особая одесская точка свободного интеллектуального поиска, одиноко мерцавшая вдали от мрачноватого лика официальной государственной идеологической громады. О семье Цомакионов знали и говорили в среде интеллигенции. Но мало кто знал её тайну – когда пришли годы оккупации Одессы румынскими войсками, Марфа Викторовна в 1941-1944 гг. была членом правления Одесского общества художников, в тот же период она познакомилась с умным, образованным юношей, который ездил по Одессе на спортивном автомобиле. Портреты его матери-королевы висели тогда в присутственных местах. Ум и аристократизм овдовевшей к тому времени (в 1939 г.) Марфы Викторовны, так тонко говорившей по-французски, очаровали никого иного, как молодого короля Румынии – Михая I. Они сдружились, сблизились. От Людмилы Георгиевны известно, что её мама называла его – «Михайчик». Некогда были от него письма, фотография, она его рисовала…

Произошедшее далее исторически известно – в августе 1944 года Король Михай приказал арестовать диктатора Румынии маршала Антонеску и его сторонников-генералов и объявил войну Третьему Рейху. «За мужественный акт решительного поворота политики Румынии в сторону разрыва с гитлеровской Германией и союза с Объединенными нациями в момент, когда ещё не определилось ясно поражение Германии, наградить Его Величество Михая I, Короля Румынии, орденом «Победа» – так сказано в наградном листе, подписанном 6 июля 1945 года председателем президиума Верховного совета СССР М. Калининым. После 1947 года монархия в социалистической Румынии закончилась последней из всех стран Европы, попавших в сферу советского влияния, после ухода с престола королей Югославии и Болгарии. Михай уехал в Швейцарию и в 1948 году женился династическим браком на принцессе Анне Бурбон-Пармской.

Так или иначе, М.В. Цомакион репрессирована не была. Но намного раньше, ещё до войны, вся тяжесть тюрем и лагерей легла на её дочь, Людмилу Георгиевну, которая была в 1937 году арестована, сослана в Коми, по возвращении в Одессу арестована снова, приговорена к пяти годам лагерей – за идеализм, за католическую христианскую религиозность.

На многие годы Марфа Викторовна оставалась одна, неустанно писала дочери до её возвращения в июне 1953 года после «Сибири, Казахстана и ещё семи лет вольного поселения в селе под Одессой». Когда Людмила Георгиевна вернулась, и выяснилось, что в лагерях она работала по больничной части, академик В.П. Филатов устроил её работать в лепрозорий, где она стала «сначала секретарём, потом медстатистиком»".

Людмила Георгиевна Цомакион.

https://vgulage.name/authors/comakion-ljudmila-georgievna/

https://vgulage.name/authors/comakion-ljudmila-georgievna/

Людмила Георгиевна оставила воспоминания "Моя жизнь и моя любовь", которые были опубликованы в работе Матвеевой С.Г. и Копелевой Г.В. "Мы из ГУЛАГА. Одесская область". С полным текстом можно ознакомиться здесь: https://vgulage.name/books/comakion-l-g-moja-zhizn-i-moja-ljubov/

Из книги Матвеевой С.Г. и Копелевой Г.В."Мы из ГУЛАГА. Одесская область".
Рисунок Людмилы Георгиевны. Из книги Матвеевой С.Г. и Копелевой Г.В."Мы из ГУЛАГА. Одесская область".

Фотография А. Крантова, 2023 г.

После уборки.

Фотография А. Крантова, 2024 г.

Фотография А. Крантова, 2023 г.
Фотография А. Крантова, 2023 г.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Алёна Александровна Меньшагина

Виталий Мурсалович Аликберов.

Борис Борисович Вихров