Палисад семьи Цомакион
Участок №14.
Цомакион Георгий Фёдорович (08(20).07.1884 -11.10.1939) - доктор медицинских наук, профессор кафедры акушерства и гинекологии в Одесском медицинском институте, художник-любитель и литератор.
Цомакион(Строгонова) Марфа Викторовна (01.11.1885-22.07.1977) - живописец, прикладник
Цомакион Людмила Геогиевна (01.08.1907-07.12.1988) - библиотекарь, переводчик, узник ГУЛАГА.
Георгий Фёдорович Цомакион родился в семье потомственного дворянина, доктора наук, физика Фёдора Михайловича и писательницы, преподавателя Анны Ивановны (ур.Видинская). Об одной из сестёр Видинской, начальнице гимназии, написано здесь: https://oldchristiancemetery.blogspot.com/2023/12/blog-post.html
![]() |
Из книги В.А. Смирнова "Реквием XX века"(ч.1, 2009 г.) |
![]() |
Перепись населения Одессы 1897 года. |
![]() |
Перепись населения Одессы 1897 года. |
![]() |
Товарищество южнорусских художников : биобиблиогр. справочник : в 2 ч. / сост. : В.А. Афанасьев, О.М. Барковская |
Художественный критик, литератор и искусствовед С.А. Айдинян в статье "М.В. Цомакион - эпистолярные прогулки у берегов абсолюта..." пишет:
"Замужем Марфа Викторовна была с 1906 года за Георгием Фёдоровичем Цомакионом (1884 – 1939) профессором-медиком, оставившем след и в изобразительном искусстве. В конце 1890-х годов он посещал рисовальные курсы М.М. Манылама, некогда вольнослушателя Императорской Академии Художеств. Созданными Георгием Фёдоровичем изображениями призраков, мифических сущностей, готических апофеозов смерти, интересовался создатель «Мастера и Маргариты», М.А. Булгаков, который получал фотографии с них в Москве из рук Александры Владимировны Ясиновской, жены будущего академика-терапевта М.А. Ясиновского. Подлинники графики Г.Ф. Цомакиона некогда экспонировались в Рижском музее истории медицины, избранные из них хранятся в Одесском литературном музее, Одесском муниципальном музее личных коллекций им. А.В. Блещунова. Оставил он и гипсовые скульптурные работы, занимался резьбой по дереву. Оба, Марфа Викторовна и Георгий Фёдорович экспонировали на XXIII выставке ТЮРХа в 1912 году свои рисунки.
Род Цомакионов, по преданию, восходит к Византийскому императору Иоанну Цимисхию. В Русском биографическом словаре отмечен отец Георгия Федоровича, Фёдор Михайлович, физик, магистр, потом и доктор наук. Физиком был и брат, Борис Фёдорович, профессор Красноярского университета, член-корреспондент Академии наук Украины. На литературном поприще род Цомакионов прославила своими книгами историко-биографического жанра Анна Ивановна Цомакион, мать Георгия Фёдоровича (урождённая Видинская). Она создала для павленковской серии «Жизнь замечательных людей» исследовательские биографии Сервантеса, Гарибальди, художников Ивана Крамского и Александра Иванова. К ней в Одессу приезжал её друг, знаменитый писатель и публицист В.Г. Короленко". (https://ursp.org/index.php/proizvedeniya/item/2868)
О судьбах Бориса (1879-1955) и Дмитрия (1882-1920-е) Цомакион можно прочитать в книге В.А. Смирнова "Реквием XX века"(ч.1).
![]() |
1930-й год. Из собрания А. Крантова. |
Марфа Викторовна Строгонова родилась в Кишинёве в семье личного дворянина Виктора Дмитриевича и потомственной дворянки Елены Юрьевны.
![]() |
Марфа Викторовна и Людмила Георгиевна Цомакион. Из книги Матвеевой С.Г. и Копелевой Г.В."Мы из ГУЛАГА. Одесская область". |
![]() |
М.Цомакион. Автопортрет. Собр. А.Дмитренко. Из биобиблиографического справочника "Общество независимых художников в Одессе/сост., авт. Барковская О.М., 2021 г. |
![]() |
Перепись населения Одессы 1897 года. |
![]() |
Перепись населения Одессы 1897 года. |
![]() |
Товарищество южнорусских художников : биобиблиогр. справочник : в 2 ч. / сост. : В.А. Афанасьев, О.М. Барковская |
С.А. Айдинян:
"Марфа Викторовна Цомакион (01.11.1885 – 22.07.1977), урождённая Строганова – художница-орнаменталистка. Окончила исторический факультет Высших женских курсов в Одессе. В 1919 г. поступила на живописное отделение Одесского художественного училища, где училась у К.К. Костанди, но курс не закончила, диплом получила только в 1933 году. Была близка к Товариществу южнорусских художников, то есть к обществу любителей изобразительного искусства юга Российской империи, которое было независимым одесским творческим объединением. Она расписывала вазы, создавала орнаментальные обложки конвертов для грампластинок. С 1932 г. работала искусствоведом и художником при Одесском отделении Союза художников...
Но вернёмся к Марфе Викторовне Цомакион, ей на долю выпала миссия стать хозяйкой литературно-философского салона, который был ею спонтанно создан в 1950-ых годах. Просто к ней, носительнице старой дореволюционной культуры и к её дочери Людмиле Георгиевне, стали сходиться люди надмирных, духовных интересов, были и представители мыслящей, ищущей молодёжи. Бывали тут поэты Игорь Павлов, Римма Шаблевич, и известный журналист и библиофил Евгений Голубовский. К самому ближнему кругу Цомакионов принадлежал знаменитый академик-офтальмолог В.П.Филатов, известный культурным одесситам также и как художник и поэт. О его последних земных днях М.В. Цомакион оставила мемуарный текст. Люди из филатовского окружения становились «прихожанами» старинной, заставленной и завешенной антикварными вещами квартиры на ул. Отрадной, в доме 5, кв. 2., где жила со своими пушистыми домочадцами-котами и дочерью – Людмилой Георгиевной Цомакион (01. 08. 1907 – 07. 12.1988), Марфа Викторовна.
Там, в атмосфере интеллектуального свободомыслия горел у гостей интерес к идеям Б. Рассела, М. Хайдегера, говорилось о Жане-Поле Сартре и Камю, после чего собеседование могло нырнуть в античную классику, к Гераклиту, Платону, Аристотелю. И сразу смениться размышлениями вслух о классической музыке или поэзии. Арбитром собраний неизменно была сама Марфа Викторовна, которая, как говорила о ней Л.Г. Цомакион, «по взглядам близка к неоплатоникам». Сама же Людмила Георгиевна переводила из мировой классической поэзии, и перевела и переплела целый том европейской классики – с французского, немецкого, итальянского, английского, испанского, не чужда ей, католичке, была и латынь. Писала она и об истории римской католической церкви.
Так что на интеллектуальной карте мира это была особая одесская точка свободного интеллектуального поиска, одиноко мерцавшая вдали от мрачноватого лика официальной государственной идеологической громады. О семье Цомакионов знали и говорили в среде интеллигенции. Но мало кто знал её тайну – когда пришли годы оккупации Одессы румынскими войсками, Марфа Викторовна в 1941-1944 гг. была членом правления Одесского общества художников, в тот же период она познакомилась с умным, образованным юношей, который ездил по Одессе на спортивном автомобиле. Портреты его матери-королевы висели тогда в присутственных местах. Ум и аристократизм овдовевшей к тому времени (в 1939 г.) Марфы Викторовны, так тонко говорившей по-французски, очаровали никого иного, как молодого короля Румынии – Михая I. Они сдружились, сблизились. От Людмилы Георгиевны известно, что её мама называла его – «Михайчик». Некогда были от него письма, фотография, она его рисовала…
Произошедшее далее исторически известно – в августе 1944 года Король Михай приказал арестовать диктатора Румынии маршала Антонеску и его сторонников-генералов и объявил войну Третьему Рейху. «За мужественный акт решительного поворота политики Румынии в сторону разрыва с гитлеровской Германией и союза с Объединенными нациями в момент, когда ещё не определилось ясно поражение Германии, наградить Его Величество Михая I, Короля Румынии, орденом «Победа» – так сказано в наградном листе, подписанном 6 июля 1945 года председателем президиума Верховного совета СССР М. Калининым. После 1947 года монархия в социалистической Румынии закончилась последней из всех стран Европы, попавших в сферу советского влияния, после ухода с престола королей Югославии и Болгарии. Михай уехал в Швейцарию и в 1948 году женился династическим браком на принцессе Анне Бурбон-Пармской.
Так или иначе, М.В. Цомакион репрессирована не была. Но намного раньше, ещё до войны, вся тяжесть тюрем и лагерей легла на её дочь, Людмилу Георгиевну, которая была в 1937 году арестована, сослана в Коми, по возвращении в Одессу арестована снова, приговорена к пяти годам лагерей – за идеализм, за католическую христианскую религиозность.
На многие годы Марфа Викторовна оставалась одна, неустанно писала дочери до её возвращения в июне 1953 года после «Сибири, Казахстана и ещё семи лет вольного поселения в селе под Одессой». Когда Людмила Георгиевна вернулась, и выяснилось, что в лагерях она работала по больничной части, академик В.П. Филатов устроил её работать в лепрозорий, где она стала «сначала секретарём, потом медстатистиком»".
Людмила Георгиевна Цомакион.
![]() |
https://vgulage.name/authors/comakion-ljudmila-georgievna/ |
![]() |
https://vgulage.name/authors/comakion-ljudmila-georgievna/ |
Людмила Георгиевна оставила воспоминания "Моя жизнь и моя любовь", которые были опубликованы в работе Матвеевой С.Г. и Копелевой Г.В. "Мы из ГУЛАГА. Одесская область". С полным текстом можно ознакомиться здесь: https://vgulage.name/books/comakion-l-g-moja-zhizn-i-moja-ljubov/
![]() |
Из книги Матвеевой С.Г. и Копелевой Г.В."Мы из ГУЛАГА. Одесская область". |
![]() |
Рисунок Людмилы Георгиевны. Из книги Матвеевой С.Г. и Копелевой Г.В."Мы из ГУЛАГА. Одесская область". |
Фотография А. Крантова, 2023 г. |
После уборки.
Фотография А. Крантова, 2024 г. |
Фотография А. Крантова, 2023 г. |
Фотография А. Крантова, 2023 г. |
Комментарии