Николай Ефимофич Фесенко

Николай Ефимович Фесенко(1887-1945) - сын известного одесского типографа и издателя Ефима Ивановича Фесенко, директор типографии в 1941-44 гг. 

Из «Семейного альбома Одесского издателя Е.И.Фесенко».
 Николай родился 5 декабря 1887 года в Одессе. В своих воспоминаниях Е.И.Фесенко отмечал: «восприемником был Хряков, а воспр. Ольга Николаевна Матвеева».

Перепись 1897 г.

Именно сына Николая Ефим Иванович видел продолжателем своего издательского дела. После стажировки в различных европейских типографиях Николай Фесенко начинает работать ответственным заведующим в типографии своего отца. Здесь он проработал с 1906 по 1920-й год. 

1910-е годы. Из собрания Андрея Крантова.

2020-й год. Фотография Андрея Крантова.
После прихода большевиков типография была национализирована, но Ефим Фесенко остался директором, а Николай Ефимович Фесенко покинул бывшее предприятие отца. Далее он работал техническим редактором научных трудов в одесских НИИ. Был женат на Екатерине Трофимовне Савченко. В 1929 году у них родилась дочь Ольга, впоследствии работавшая с мужем архитектором в одесском филиал Гипрограда.

С супругой и дочерью. Из «Семейного альбома Одесского издателя Е.И.Фесенко».
 После оккупации румынами Одессы Н.Е. Фесенко был назначен директором типографии своего отца. В книге «Семейный альбом Одесского издателя Е.И.Фесенко» подробно описано с каким трудом запускалась работа типографии: со дна одесской бухты были подняты литографские камни, утопленные во время эвакуации, собраны «ветераны» типографии, получено разрешение властей и цензуры. В этом же издании отмечается интересный факт, который, к сожалению, впоследствии не был учтён советской властью: «Примечательно, что при регистрации рабочих и служащих типографии Николай Ефимович утаил от властей, что у него работают шесть бывших коммунистов (Асельский, Новосельский, Лысов, Пахомов, Скотаренко, Кирин) и три женщины-еврейки (Ришак, Маштавер, Зарецкая), о чём он под страхом смертной казни обязан был сообщить властям. Эти рабочие и служащие проработали в типографии всю оккупацию и благополучно дождались освобождения Одессы».

Весной работы по восстановлению типографии Фесенко(в румынский период – Типография Одесского муниципалитета) были завершены. В «Одесской газете" размещались объявления, где рекламировались работы, которые выполняло предприятие.

"Одесская газета" -  №50. - 11марта. - .1942.
 31 мая 1941 г. на очередном собрании духовенства Одессы, среди прочего, был утверждено предложение Н.Е. Фесенко «о распределении и продаже отпечатанных им икон среди церковных приходов города». Также типография выпускала бланки, этикетки, тетради, открытки и т.д. Ниже представлены некоторые издания из моего собрания.






Работы, изданные типографией, участвовали летом 1942 года на городской выставке. «Одесская газета» от 28 августа отмечала: «Типографские работы прекрасно представлены г-ном Фесенко, специалистом с ещё дореволюционным опытом. В первую очередь обращают на себя внимание замечательно исполненные в красках иконы Спасителя, Пресвятой Девы, Вознесения Иисуса Христа и др».

Не чужда Николаю Фесенко была благотворительность. Так, в апреле 1943 года, типография пожертвовала 1580 марок в пользу беднейшего населения города.

"Молва". -  №107. -  10 апреля. - 1943.
 Интересная заметка вышла в «Одесской газете» 18 мая 1943 года. В ней говорилось, что «к 150-летию основания Одессы, которое будет в 1944 году, по инициативе директора Муниципальной типографии г-на Н.Е. Фесенко будет издан двухнедельный журнал под заглавием «Старая Одесса». Редактировать научно-историческую часть журнала поручено г-ну Селинову, а литературно-художественную часть писателю П.П. Першину». Журнал, скорей всего, так и не вышел. А вот книгу к 150-летию города напишут и издадут уже после окончания войны. Выйдет она дважды и двумя разными вариантами, но это уже другая история.

В декабре 1943 года исполнилось 60 лет со дня основания типографии Фесенко. В газете «Молва» писали о том, что студентами В.В. Яковлевым и П.О.Карышковским(!) собирается интересный материал относительно типолитографии Фесенко. Эти данные должны были войти в книгу к 150-летию города. В той же газете 21 декабря была размещена, в свойственной для тоталитарной системы манере, статья о юбилее типографии. Привожу её полностью:

«Вторая годовщина хромолитографии Муниципалитета

19 декабря состоялось торжественное празднование второй годовщины существования хромолитографии Муниципалитета, руководимой г. Н.Фесенко. В этот день в залы обширной литографии было приглашено 170 сотрудников и свыше 50 представителей разных организаций города. После богослужения, на котором присутствовали все сотрудники и гости, с небольшой, но прочувствованной речью обратился ко всем Генеральный Секретарь Примарии г-н Костинеску. Он в исключительно в тёплых приветственных словах нарисовал яркую картину созидательной работы литографии, особенно отмечая деятельность г-на Н. Фесенко, сына основателя этой прекрасной литографии, имеющей огромное значение в Транснистрии. Генеральный Секретарь объявил решение Примаря о награждении 63 старейших работников, принявших горячее участие в восстановлении литографии после ее разгрома большевиками, месячным окладом содержания и по 50 марок всех остальных тружеников. Кроме того, Муниципалитет отпустил соответствующую сумму на проведение праздника. «— Я от души пожелав вам, дорогие труженики, здоровья и дальнейшего успеха в работе», —сказал Генеральный Секретарь, — вы горячо отозвались на зов нашего правительства и главным образом Его Величества Короля Михаила I о восстановлении Одессы, и каждый из вас вложил свою лепту производственного усилия, чтобы создать то, что мы сейчас видим. А видим мы образцовую литографию, руководимую г-ном Фесенко, которому выпало счастье руководить восстановленным хозяйством после разбойничьего господства здесь большевиков. С каждым месяцем литография отмечает свою производственную мощность. Если в прошлом году она довела свой доходный бюджет до 61 тысячи марок, то в этом году, он вырос до 110 тысяч марок. Господин Костинеску горячо приветствует всех, все гости в свою очередь покрывают его слова мощными ура“. Г - н Фесенко трогательно и взволнованно благодарит Генерального Секретаря за оказанное доверие и от имени всех соратников обещает довести работу до высот современной техники производства лучших литографий Королевства. На банкете (между прочим прекрасно и со вкусом организованном), выступили с поздравлением и пожеланием крупнейшие культурно-общественные деятели нашего города. С особым вниманием были выслушаны обращения к присутствующим известного драматурга Петра Ершова, профессора Селинова и др. В каждой речи выступавшего чувствовалась ненависть к большевистскому прошлому. Убедительно звучали теплые слова поздравления всех тружеников. Торжественный банкет продолжался до позднего вечера. Прекрасное угощение для гостей организовал старейший шеф-повар города В. Белин … других работников кулинарного искусства».

Чем ближе было освобождение города, тем меньше новостей в газетах было о типографии Фесенко. Только в марте 1944 года была опубликована заметка о штрафах. Николая Ефимовича оштрафовали на 20 марок за отсутствие противопожарных средств.

Известно, что румыны предлагали Николаю Ефимовичу эвакуироваться с ними, но он наотрез оказался. В «Семейном альбоме» читаем: «В день освобождения Одессы 10 апреля 1944 года типография была в исправном состоянии и немедленно включилась в работу. Уже с 11 апреля типография Фесенко начала выпуск печатной продукции для нужд советской власти и по заказам промышленности, а 13 апреля Николай Ефимович был арестован».

В архивно-следственном деле №24910 значилось, что Н.Е.Фесенко был арестован 27 апреля 1944 года УНКВД Одесской области по обвинению в контрреволюционной деятельности (ст.54-3, 54-10/2 УК УССР). 20 ноября 1944 г. военным трибуналом приговорён к 10 годам ИТЛ. Реабилитирован только 23 декабря 1991-го.

Умер Николай Ефимович Фесенко в одесской тюрьме 7 октября 1945 г.

openlist.wiki
 Вера Евгеньевна Хренникова (племянница Н.Е.Фесенко) оставила такие воспоминания: «Дядя Коля при румынах был директором своей типографии. Румыны предлагали ему перевезти всё оборудование в Румынию и сделать там его директором. Но он, наоборот, приложил все усилия, чтобы саботировать этот переезд со старыми верными рабочими; они всячески тормозили разборку машин, кое-что прятали в катакомбах и добились того, что вывезти типографию не удалось. Дядя Коля, вообще, был большой патриот и типографии и своего города, и своего дома. И после мучительных раздумий и колебаний, - что делать? Он заявил: «Пусть лучше меня повесят на пороге моего дома, но я никуда не уеду!». И он как «в воду смотрел». Правда, его не повесили, а замучили в тюрьме, а потом выкинули на кладбище и тайно закопали так, что даже наверняка неизвестно, где его могила. А потом реабилитировали» («Семейный альбом Одесского издателя Е.И.Фесенко»).

В семейном палисаде Фесенко на Втором христианском кладбище установлена памятная доска в память погибших от рук большевиков Николая и Сергея (расстрелян в 1938-м).



 

 

 



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Алёна Александровна Меньшагина

Виталий Мурсалович Аликберов.

Борис Борисович Вихров