Павел Фридрихович Шварц

Участок №17.
Павел(Пауль) Фридрихович Шварц (27.11. (09.12) 1875 – 21.04.1934) – живописец, график, театральный художник. 
Елена Семёновна Шварц(ур.Ельчанинова) (30.10.1879 - 21.02.1951) - супруга художника.
Фотография 1920-х годов. Из коллекции С.З. Лущика.
                                                                                                                                        

Родился будущий художник в семье немецких колонистов. Его отец - Фридрих Фердинанд Иоганнович - был домовладельцем, членом немецкого благотворительного общества. На 1875 год он владел домом на Ямской, 69(позднее -Новосельского,71). 

Краевед Э.Г. Плесская-Зебольд приводит такие данные: "В 1830 году седельный мастер каретного цеха Иоганн Шварц принял к себе на обучение сроком на четыре года колониста из Тарутинской колонии..." Он и оказался отцом Фридриха Иоганновича.(спасибо за подсказку историку О.М. Луговому).

Практически напротив располагалось первое здание лютеранской церкви(кирхи). Это был район компактного проживания немцев-лютеран Одессы. И именно здесь прожил почти всю свою жизнь Павел Фридрихович.

  Путеводитель по городу Одессе. Сост. К.Висковский, 1875.

По данным переписи населения Одессы за 1897 год Павел и его сестра Эмма были уже владельцами дома на улице Новосельского. Эмма Фридриховна вышла замуж за доктора Александра Августа Мартыновича Розенберга. Они с дочерью проживали в квартире №2. Там же жила и двоюродная сестра - Шварц Эмилия Альбертина Эдуардовна. Судя по всему, она была дочкой купца Эдуарда Ивановича (Иоганновича) Шварца, владевшего собственной фирмой по изготовлению мебели  "Мерклинг" на Старосенной площади,1.

Павел Шварц жил в то время в квартире №8.

Финансовое положение Шварцов позволяла им заниматься благотворительностью. Так, например, они пожертвовали 500 рублей на нужды Евангелической больницы. Нужно отметить, что как раз в этой больнице работал доктор Розенберг, муж Эммы Шварц. С 1900-го года он был там консультантом по внутренним болезням. Позднее стал членом правления этой больницы.

Окончив Ришельевскую гимназию П.Ф. Шварц поступает на юридический факультет Новороссийского университета(совр.ОНУ), где учился в 1895-99 гг. Но юноша решил стать не юристом, а художником. Поэтому он едет обучаться живописи во Францию.

В 1902-1903 гг. Шварц занимается в Париже в академии Витти. Это была частная академия искусств, которая существовала с 1894 по 1914 год. Посещал Павел Фридрихович и мастерскую живописи, скульптуры и рисунка в частной академии художеств, основанной Родольфом Жюлианом. Подписка о посещении на четыре недели хранится в архиве Одесского национального художественного музея.

    Подписка на 4 недели. Архив ОНХМ , Ф. № 21.О. № 1. Д. № 1. Д. № 8.Л.1.

 

Выписка о проживании в Париже. Архив ОНХМ, Ф. № 21. О. № 1. Д. № 18. Д. № 3.Л. 1.
                              

После возвращения в Одессу он принимает участие в выставках ТЮРХ (1905, 1911-1919), но членом этого общества становится лишь в 1916 году. Вот что о его творчестве писали местные СМИ. Из библиографического справочника «Товарищество южнорусских художников» (Сост. В.А. Афанасьев, О.М. Барковская. Одесса, 2014):

«Все лучше формируется с каждым годом индивидуальность П.Ф.Шварца. Он облюбовал себе декоративную область, и здесь из него вырабатывается очень любопытный и интересный мастер. У художника большая фантазия, превосходный вкус и отличное красочное чутье. Его картины-виньетки на восточные мотивы полны тонкого чувства стиля и пылкого воображения» (Лоренцо [Генис Б.Я.]. На выставке южнорусских художников // Одес. новости. - 1915. - 12 окт.).

«Претенциозная, quasi-декоративная экзотика г. Шварца - “кондитория”. Это безвредное развлечение, быть может, пригодится прикладному искусству, но кропотливый труд произвольного расцвечивания носит характер машинного изготовления»(Скроцкий Н. Выставка т-ва южнорусских художников // Одес. листок. - 1915. - 23 окт.).

Отзыв о графике П.Ф. Шварца, опубликованный в «Южном огоньке» за июнь 1918: «…гг.Шварц и Шполянская упражняются в графике, которая просится на открытку…» (Библиографический справочник «Товарищество независимых художников в Одессе». Сост. О.М. Барковская. Одесса, 2012).

В 1914 году художник принимает участие в лотерее-аллегри, которая проводилась в пользу раненных военных. Выдача картин проходила в городском музее изящных искусств(сейчас -  Одесский национальный художественный музей). Произведение П.Ф. Шварца "Июль" досталась господину Тарасевичу.

Александр Михайлович Дерибас писал в 1919 году: «Вот они: Буковецкий, Бальц, Заузе, Дворников, Костанди, Стилиануди, Эгиз, Шварц, Бершадский, Волокидин, Нааке, Кальнинг и другие. Разве недостаточно этих имён, чтобы представить себе их произведения?… Разве Шварц расстанется с персидскими принцессами?..»

Известно, что художник Шварц был автором книжных знаков, удостоверяющих владельца книг. В коллекции А.А. Дроздовского есть экслибрис, который принадлежал книгам начальника юридической службы РОПиТ Николаю Николаевичу Вусковичу. По сведениям краеведа С.З.Лущика, которые он получил от сына Вусковича, цветной экслибрис выполнен художником Шварцем в начале 20 столетия. 

Также художник иллюстрировал книги. В фондах Одесского литературного музея хранится иллюстрация к повести Н. Лескова «Левша». Была подарена из архива В.Акимович.

  Из альбома А.А. Дроздовского и Е.А. Красновой "Старая Одесса в живописи и графике"(Одесса, 2019)
      

Художник остаётся в городе после установления большевистской власти. В 1920 году Шварц работал в 1-м одесском территориальном батальоном округе, что и спасло его квартиру от реквизиции. Но дом ему уже не принадлежал.

  Архив ОНХМ, Ф.№ 21. О.№ 1. Д.№ 18. Д. № 5.Л. 1.

  Архив ОНХМ, Ф.№ 21. О.№ 1. Д.№ 18. Д.№ 6.Л. 1
                                                                    

Архив ОНХМ, Ф.№ 21. О.№ 1. Д.№ 18. Д.№ 8.Л.1
                                                              

После эмиграции многих художников и смерти К.К. Костанди ТЮРХ прекратило своё существование. Поэтому одесскими художниками было решено учредить Художественное общество им.К.К. Костанди. Оно становится одним из очагов культурной жизни Одессы. В число основателей общества входил и Павел Фридрихович Шварц. Он принимал участие в выставках 1925-1929 гг. К сожалению, в 1929-м году Художественное общество было распущено.

Из каталога третьей осенней выставки картин. 1927 год.

Ещё Павел Фридрихович и стихи писал.

Архив ОНХМ, ф.21, оп.1,д.18, д.1, л.1.

Архив ОНХМ, ф.21, оп.1,д.18, д.1, л.2.

 

Архив ОНХМ, ф.21, оп.1,д.18, д.1, л.3.

Архив ОНХМ, ф.21, оп.1,д.18, д.1, л.4.

О жизни Шварцов в то время свидетельствуют уникальные детские воспоминания Ларисы Михайловны Ветчинкиной (в браке Коленко) (1922-2011) – соседки семьи Шварц (Со слов матери записала дочь,Тамара Анатольевна Коленко, заведующая библиотекой школы № 40, г. Одесса):" ...В 20-30-ые годы здесь жили Пауль Фёдорович с женой Еленой Семё­нов­ной. Сёстры жены Юлия Семёновна и Нина Семёновна тоже проживали с ними. Их соседями была сестра Пауля Фёдоровича Эмма Фёдоровна Розенберг – преподаватель Одесского университета. У неё была дочь Маргарита Александровна. До революции этой семье принадлежал весь дом, а теперь они владели только комнатами в коммунальной квартире. Интеллигентные, высокообразованные, очень доброжелательные люди никогда и виду не подали, что в прежние времена они были хозяевами всего дома, состоящего из 16 просторных квартир. Фасадная часть дома выходила на улицу Островидова, и, пройдя арку, жильцы попадали в уютный двор с верандой по второму этажу, с фруктовыми деревьями. Многие жители улицы ещё долгие годы называли дом №71 домом Шварца.

Все жильцы дома знали Пауля Фёдоровича (именно так его называли в семье и во дворе) как главного художника оперного театра. Рассказывали, что великолепный главный занавес на сцене театра – плод труда их уважаемого соседа. В доме жили ещё несколько художников и костюмеров оперного театра. Поскольку в доме в большинстве своём жили представители интеллигенции, многие были из “бывших”, в оперный ходили нередко и очень гордились своим близким знакомством с главным художником – очень скромным, благородным и приветливым человеком”.

Автобиография Павла Фридриховича 1920-х годов.

Архив ОНХМ, ф.21, оп.1, д.18, д.2, л.1.

С 1922 по 1934 гг. П.Ф. Шварц был научным работником, учёным секретарём и экспертом музейного фонда. Это удостоверение было выдано уже после его смерти.

   Архив ОНХМ, Ф.21. О.1. Д.18, Д.11.

В центральном государственном архиве высших органов власти и управления Украины сохранились анкеты 1923 года, которые заполняли научные деятели для получения академического пайка. Здесь П.Ф.Шварц указал данные о своём рабочем месте. Тут же просьба о выделении пайка для его жены - Елены Семёновны(Симеоновны). В то время она состояла на иждивении мужа. Видим, что проживали супруги в том же доме на Новосельского, но уже в квартире №1.

ЦГАВО, Ф.331. О.2, Д.9. Л.250.
                                                                              

Несколько слов о супруге П.Ф. Шварца. Одесский исследователь Тамара Анатольевна Коленко, занимаясь изучением биографии художника, подсказала, что Елена Семёновна была родом из Николаева. В метрической книге полковой церкви 58-го Прагского полка г.Николаева за 30 октября 1879 год есть запись о рождении девочки Елены. Её отец - штабс-капитан 58-го Прагского полка Семён Яковлевич Ельчанинов, мать - Анна Николаевна.

  ГАНО, Ф. 484. О. 1. Д. 1137. Л.12.

Смущала только разница в один день(см.анкету 1923 года). Но, благодаря детским воспоминаниям Ларисы Михайловны Ветчинкиной, мы знаем, что в доме на Новосельского жили две сестры Елены Семёновны - Юлия и Нина. О них также есть записи в метрических книгах полковой церкви. Семья Ельчаниновых была не маленькой.

Алфавітні іменні покажчики до метричних книг полкової церкви 58-го Прагського полку міста Миколаєва, включених до фонду № 484, про народження, шлюб і смерть. Укладач: Людмила Климова. ©Державний архів Миколаївської області, 2020.

Позднее всё это подтвердилось метрической записью о браке П.Ф. Шварца и Е.С. Ельчаниновой (спасибо за помощь исследователю Наталье Каневой). Венчались молодые в Сретенской церкви 29 апреля(12 мая) 1905 года.

ГАОО,ф.37,оп.13,д.652,л.272.
Отец Елены Семёновны позднее проживал в Одессе. О нём писал историк И.В. Дивный в своём труде "Страницы военного некрополя старой Одессы"(вып.2).  Семён Яковлевич был похоронен на Старом христианском кладбище. Тогда же в нашем городе жил и работал брат Елены Семёновны - известный химик Ельчанинов Евгений Семёнович.
Випускники Одеського національного університету імені І. І. Мечникова : енциклопед. слов. / Одес. нац. ун-т ім. І. І. Мечникова, Наук. б-ка ; редкол.: В. В. Глєбов [та ін.] ; упоряд.: В. П.Пружина, В. В. Самодурова ; наук. ред.І. М. Коваль ; відп. ред. М. О. Подрезова ; бібліогр. ред. О. С. Мурашко. – Одеса : ОНУ, 2019. – 685 с.

Открытка, присланная Юлии Семёновне Ельчаниновой из немецкой колонии Клястиц(совр. с. Весёлая Долина в Тарутинском районе Одесской области).

Из коллекции А.Крантова.
13 ноября 1911 года Ю.С. Ельчанинова венчалась в Сретенской церкви с младшим кандидатом на должности по судебному ведомству Леонидом Поликарповичем Молчановским.
ГАОО, ф.37, оп.13, д.846, л.300.



В 1923-25 годах Павел Фридрихович работал художником на сельскохозяйственной опытной станции. Следующим местом его работы становится Одесский оперный театр, где он оформлял декорации и костюмы к спектаклям “Аида”, “Дон Карлос”, “Самодуры”, "Кармен", "Лоэнгрин". Режиссёр Николай Николаевич Боголюбов, который ставил в 1933 году "Лоэнгрина", вспоминал:"Для постановки я пригласил одного из лучших одесских художников П.Ф.Шварца, превосходного знатока эпохи, постановка вышла прекрасная..." 

В 1926 году художник принимает активное участие в восстановлении театра после пожара 1925. П.Ф. Шварц, вместе с художниками Ф.Ф. Федоровским и В.В. Дмитриевым, создавал новые декорации почти ко всем спектаклям.

  Архив ОНХМ, Ф. 21. О. 1. Д. 18. Д. 10. 
                                                                               

Ниже представлены  некоторые его работы в театре(http://odessa-memory.info).

                                           

Эскизы костюмов к постановке оперы Дж. Верди “Дон Карлос”
                                                
Филиппетто – персонаж пьесы К. Гольдони “Самодуры”, 1920-е гг., бумага.

Павел Фридрихович Шварц скончался от туберкулёза 21 апреля 1934 года. Похоронили его на Втором христианском кладбище.

ГАОО,ф.р-8085, оп.1, д.1292, л.141.
Через 17 лет рядом с ним была погребена его супруга Елена Семеновна. Детей у них не было. Дом на Новосельского, 71, увы, не сохранился.

Работы художника хранятся в муниципальном музее личных коллекций им.А.В. Блещунова, Одесском художественном музее, в Николаевском областном художественном музее им. В.В. Верещагина и в частных коллекциях.  В 2000-е годы проводились выставки работ П.Ф.Шварца в музеях Одессы и Николаева. О выставке "Fioretti", проходившей в 2021 году в Одесском художественном музее, можно прочитать здесь: https://usionline.com/v-odesskom-hudmuzee-pokazali-fioretti-zhivopisca-paulja-shvarca-foto/

О том, что Павел Фридрихович Шварц был погребён на Втором христианском кладбище было известно давно. Но специально поискам его могилы не занимались. В 1980-е годы она ещё точно существовала. Историком О.М. Луговым была найдена могила супруги художника на 17-м участке и мы уже думали, что захоронение П.Ф. Шварца было уничтожено. Но в этом году исследователи Наталья Канева и Евгения Красноярова таки обнаружили место погребения художника Шварца.

Оно находилось за могилой его супруги, было закидано ветками и там росло два дерева, которые кто-то давно пытался спилить. После расчистки территории мы уже смогли полноценно увидеть надгробие. Интересно отметить, на некоторых памятниках до сих пор сохранились точные данные о местонахождении(участок, линия, ряд). Здесь мы увидели - 17.17.17. Естественно, с 1934 года всё это, кроме участка, уже давно поменялось.
Рядом находятся захоронения не родственников, но возможно знакомых художника. Дело в том, что в 1965 году одесский коллекционер Иван Иванович Володин (1911-2001) приобрёл у Е.Ольшанской эскиз декорации к опере Н. А. Римского‑Корсакова «Садко», который выполнил П.Ф. Шварц. 

Так выглядело захоронение художника в 1980-е годы.


А так, когда оно было обнаружено в 2023 году.

Фотография А.Крантова.
После нашей уборки.

Фотография А.Крантова, 2023 г.
Фотография А.Крантова, 2023 г.

Фотография А.Крантова, 2023 г.

Фотографии после реставрации надгробия Павла Фридриховича.

Фотография А.Крантова, 2024 г.

Фотография А.Крантова, 2024 г.

Участие в восстановлении памятника художника принимали: Олег Луговой, Юрий Кондратюк, Евгения Красноярова, Наталья Канева и Андрей Крантов.

Несколько репродукций картин П.Ф. Шварца.

  В одесском порту(1921),акварель. Опубликовано в ФБ А.Дмитренко.
  1920 год. С одного из аукционов.
                                                                                                               
  Пейзаж. Бумага, акварель. Из коллекции П.Манелиса.
                                                     



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Алёна Александровна Меньшагина

Виталий Мурсалович Аликберов.

Борис Борисович Вихров