Павел Фридрихович Шварц
![]() |
Фотография 1920-х годов. Из коллекции С.З. Лущика. |
Родился будущий художник в семье немецких колонистов. Его отец - Фридрих Фердинанд Иоганнович - был домовладельцем, членом немецкого благотворительного общества. На 1875 год он владел домом на Ямской, 69(позднее -Новосельского,71).
Краевед Э.Г. Плесская-Зебольд приводит такие данные: "В 1830 году седельный мастер каретного цеха Иоганн Шварц принял к себе на обучение сроком на четыре года колониста из Тарутинской колонии..." Он и оказался отцом Фридриха Иоганновича.(спасибо за подсказку историку О.М. Луговому).
Практически напротив располагалось первое здание лютеранской церкви(кирхи). Это был район компактного проживания немцев-лютеран Одессы. И именно здесь прожил почти всю свою жизнь Павел Фридрихович.
![]() |
Путеводитель по городу Одессе. Сост. К.Висковский, 1875. |
По данным переписи населения Одессы за 1897 год Павел и его сестра Эмма были уже владельцами дома на улице Новосельского. Эмма Фридриховна вышла замуж за доктора Александра Августа Мартыновича Розенберга. Они с дочерью проживали в квартире №2. Там же жила и двоюродная сестра - Шварц Эмилия Альбертина Эдуардовна. Судя по всему, она была дочкой купца Эдуарда Ивановича (Иоганновича) Шварца, владевшего собственной фирмой по изготовлению мебели "Мерклинг" на Старосенной площади,1.
Павел Шварц жил в то время в квартире №8.
Финансовое положение Шварцов позволяла им заниматься благотворительностью. Так, например, они пожертвовали 500 рублей на нужды Евангелической больницы. Нужно отметить, что как раз в этой больнице работал доктор Розенберг, муж Эммы Шварц. С 1900-го года он был там консультантом по внутренним болезням. Позднее стал членом правления этой больницы.
Окончив Ришельевскую гимназию П.Ф. Шварц поступает на юридический факультет Новороссийского университета(совр.ОНУ), где учился в 1895-99 гг. Но юноша решил стать не юристом, а художником. Поэтому он едет обучаться живописи во Францию.
В 1902-1903 гг. Шварц занимается в Париже в академии Витти. Это была частная академия искусств, которая существовала с 1894 по 1914 год. Посещал Павел Фридрихович и мастерскую живописи, скульптуры и рисунка в частной академии художеств, основанной Родольфом Жюлианом. Подписка о посещении на четыре недели хранится в архиве Одесского национального художественного музея.
![]() |
Подписка на 4 недели. Архив ОНХМ , Ф. № 21.О. № 1. Д. № 1. Д. № 8.Л.1. |
![]() |
Выписка о проживании в Париже. Архив ОНХМ, Ф. № 21. О. № 1. Д. № 18. Д. № 3.Л. 1. |
После возвращения в Одессу он принимает участие в выставках ТЮРХ (1905, 1911-1919), но членом этого общества становится лишь в 1916 году. Вот что о его творчестве писали местные СМИ. Из библиографического справочника «Товарищество южнорусских художников» (Сост. В.А. Афанасьев, О.М. Барковская. Одесса, 2014):
«Все лучше формируется с каждым годом индивидуальность П.Ф.Шварца. Он облюбовал себе декоративную область, и здесь из него вырабатывается очень любопытный и интересный мастер. У художника большая фантазия, превосходный вкус и отличное красочное чутье. Его картины-виньетки на восточные мотивы полны тонкого чувства стиля и пылкого воображения» (Лоренцо [Генис Б.Я.]. На выставке южнорусских художников // Одес. новости. - 1915. - 12 окт.).
«Претенциозная, quasi-декоративная экзотика г. Шварца - “кондитория”. Это безвредное развлечение, быть может, пригодится прикладному искусству, но кропотливый труд произвольного расцвечивания носит характер машинного изготовления»(Скроцкий Н. Выставка т-ва южнорусских художников // Одес. листок. - 1915. - 23 окт.).
Отзыв о графике П.Ф. Шварца, опубликованный в «Южном огоньке» за июнь 1918: «…гг.Шварц и Шполянская упражняются в графике, которая просится на открытку…» (Библиографический справочник «Товарищество независимых художников в Одессе». Сост. О.М. Барковская. Одесса, 2012).
В 1914 году художник принимает участие в лотерее-аллегри, которая проводилась в пользу раненных военных. Выдача картин проходила в городском музее изящных искусств(сейчас - Одесский национальный художественный музей). Произведение П.Ф. Шварца "Июль" досталась господину Тарасевичу.
Известно, что художник Шварц был автором книжных знаков, удостоверяющих владельца книг. В коллекции А.А. Дроздовского есть экслибрис, который принадлежал книгам начальника юридической службы РОПиТ Николаю Николаевичу Вусковичу. По сведениям краеведа С.З.Лущика, которые он получил от сына Вусковича, цветной экслибрис выполнен художником Шварцем в начале 20 столетия.
Также художник иллюстрировал книги. В фондах Одесского литературного музея хранится иллюстрация к повести Н. Лескова «Левша». Была подарена из архива В.Акимович.
![]() |
Из альбома А.А. Дроздовского и Е.А. Красновой "Старая Одесса в живописи и графике"(Одесса, 2019) |
Художник остаётся в городе после установления большевистской власти. В 1920 году Шварц работал в 1-м одесском территориальном батальоном округе, что и спасло его квартиру от реквизиции. Но дом ему уже не принадлежал.
![]() |
Архив ОНХМ, Ф.№ 21. О.№ 1. Д.№ 18. Д. № 5.Л. 1. |
![]() |
Архив ОНХМ, Ф.№ 21. О.№ 1. Д.№ 18. Д.№ 6.Л. 1 |
![]() |
![]() |
Архив ОНХМ, Ф.№ 21. О.№ 1. Д.№ 18. Д.№ 8.Л.1 |
После эмиграции многих художников и смерти К.К. Костанди ТЮРХ прекратило своё существование. Поэтому одесскими художниками было решено учредить Художественное общество им.К.К. Костанди. Оно становится одним из очагов культурной жизни Одессы. В число основателей общества входил и Павел Фридрихович Шварц. Он принимал участие в выставках 1925-1929 гг. К сожалению, в 1929-м году Художественное общество было распущено.
![]() |
Из каталога третьей осенней выставки картин. 1927 год. |
Ещё Павел Фридрихович и стихи писал.
![]() |
Архив ОНХМ, ф.21, оп.1,д.18, д.1, л.1. |
![]() |
Архив ОНХМ, ф.21, оп.1,д.18, д.1, л.2. |
![]() |
Архив ОНХМ, ф.21, оп.1,д.18, д.1, л.3. |
![]() |
Архив ОНХМ, ф.21, оп.1,д.18, д.1, л.4. |
О жизни Шварцов в то время свидетельствуют уникальные детские воспоминания Ларисы Михайловны Ветчинкиной (в браке Коленко) (1922-2011) – соседки семьи Шварц (Со слов матери записала дочь,Тамара Анатольевна Коленко, заведующая библиотекой школы № 40, г. Одесса):" ...В 20-30-ые годы здесь жили Пауль Фёдорович с женой Еленой Семёновной. Сёстры жены Юлия Семёновна и Нина Семёновна тоже проживали с ними. Их соседями была сестра Пауля Фёдоровича Эмма Фёдоровна Розенберг – преподаватель Одесского университета. У неё была дочь Маргарита Александровна. До революции этой семье принадлежал весь дом, а теперь они владели только комнатами в коммунальной квартире. Интеллигентные, высокообразованные, очень доброжелательные люди никогда и виду не подали, что в прежние времена они были хозяевами всего дома, состоящего из 16 просторных квартир. Фасадная часть дома выходила на улицу Островидова, и, пройдя арку, жильцы попадали в уютный двор с верандой по второму этажу, с фруктовыми деревьями. Многие жители улицы ещё долгие годы называли дом №71 домом Шварца.
Все жильцы дома знали Пауля Фёдоровича (именно так его называли в семье и во дворе) как главного художника оперного театра. Рассказывали, что великолепный главный занавес на сцене театра – плод труда их уважаемого соседа. В доме жили ещё несколько художников и костюмеров оперного театра. Поскольку в доме в большинстве своём жили представители интеллигенции, многие были из “бывших”, в оперный ходили нередко и очень гордились своим близким знакомством с главным художником – очень скромным, благородным и приветливым человеком”.
Автобиография Павла Фридриховича 1920-х годов.
![]() |
Архив ОНХМ, ф.21, оп.1, д.18, д.2, л.1. |
С 1922 по 1934 гг. П.Ф. Шварц был научным работником, учёным секретарём и экспертом музейного фонда. Это удостоверение было выдано уже после его смерти.
![]() |
Архив ОНХМ, Ф.21. О.1. Д.18, Д.11. |
В центральном государственном архиве высших органов власти и управления Украины сохранились анкеты 1923 года, которые заполняли научные деятели для получения академического пайка. Здесь П.Ф.Шварц указал данные о своём рабочем месте. Тут же просьба о выделении пайка для его жены - Елены Семёновны(Симеоновны). В то время она состояла на иждивении мужа. Видим, что проживали супруги в том же доме на Новосельского, но уже в квартире №1.
![]() |
ЦГАВО, Ф.331. О.2, Д.9. Л.250. |
Несколько слов о супруге П.Ф. Шварца. Одесский исследователь Тамара Анатольевна Коленко, занимаясь изучением биографии художника, подсказала, что Елена Семёновна была родом из Николаева. В метрической книге полковой церкви 58-го Прагского полка г.Николаева за 30 октября 1879 год есть запись о рождении девочки Елены. Её отец - штабс-капитан 58-го Прагского полка Семён Яковлевич Ельчанинов, мать - Анна Николаевна.
![]() |
ГАНО, Ф. 484. О. 1. Д. 1137. Л.12. |
Смущала только разница в один день(см.анкету 1923 года). Но, благодаря детским воспоминаниям Ларисы Михайловны Ветчинкиной, мы знаем, что в доме на Новосельского жили две сестры Елены Семёновны - Юлия и Нина. О них также есть записи в метрических книгах полковой церкви. Семья Ельчаниновых была не маленькой.
Позднее всё это подтвердилось метрической записью о браке П.Ф. Шварца и
Е.С. Ельчаниновой (спасибо за помощь исследователю Наталье Каневой). Венчались молодые в Сретенской церкви 29 апреля(12 мая) 1905 года.
![]() |
ГАОО,ф.37,оп.13,д.652,л.272. |
Открытка, присланная Юлии Семёновне Ельчаниновой из немецкой колонии Клястиц(совр. с. Весёлая Долина в Тарутинском районе Одесской области).
![]() |
Из коллекции А.Крантова. |
![]() |
ГАОО, ф.37, оп.13, д.846, л.300. |
В 1923-25 годах Павел Фридрихович работал художником на сельскохозяйственной опытной станции. Следующим местом его работы становится Одесский оперный театр, где он оформлял декорации и костюмы к спектаклям “Аида”, “Дон Карлос”, “Самодуры”, "Кармен", "Лоэнгрин". Режиссёр Николай Николаевич Боголюбов, который ставил в 1933 году "Лоэнгрина", вспоминал:"Для постановки я пригласил одного из лучших одесских художников П.Ф.Шварца, превосходного знатока эпохи, постановка вышла прекрасная..."
В 1926 году художник принимает активное участие в восстановлении театра после пожара 1925. П.Ф. Шварц, вместе с художниками Ф.Ф. Федоровским и В.В. Дмитриевым, создавал новые декорации почти ко всем спектаклям.
![]() |
Архив ОНХМ, Ф. 21. О. 1. Д. 18. Д. 10. |
Ниже представлены некоторые его работы в театре(http://odessa-memory.info).
![]() |
Эскизы костюмов к постановке оперы Дж. Верди “Дон Карлос” |
![]() |
Филиппетто – персонаж пьесы К. Гольдони “Самодуры”, 1920-е гг., бумага. |
Павел Фридрихович Шварц скончался от туберкулёза 21 апреля 1934 года. Похоронили его на Втором христианском кладбище.
![]() |
ГАОО,ф.р-8085, оп.1, д.1292, л.141. |
Работы художника хранятся в муниципальном музее личных коллекций им.А.В. Блещунова, Одесском художественном музее, в Николаевском областном художественном музее им. В.В. Верещагина и в частных коллекциях. В 2000-е годы проводились выставки работ П.Ф.Шварца в музеях Одессы и Николаева. О выставке "Fioretti", проходившей в 2021 году в Одесском художественном музее, можно прочитать здесь: https://usionline.com/v-odesskom-hudmuzee-pokazali-fioretti-zhivopisca-paulja-shvarca-foto/
О том, что Павел Фридрихович Шварц был погребён на Втором христианском кладбище было известно давно. Но специально поискам его могилы не занимались. В 1980-е годы она ещё точно существовала. Историком О.М. Луговым была найдена могила супруги художника на 17-м участке и мы уже думали, что захоронение П.Ф. Шварца было уничтожено. Но в этом году исследователи Наталья Канева и Евгения Красноярова таки обнаружили место погребения художника Шварца.
Так выглядело захоронение художника в 1980-е годы.
![]() |
А так, когда оно было обнаружено в 2023 году.
![]() |
Фотография А.Крантова. |
![]() |
Фотография А.Крантова, 2023 г. |
![]() |
Фотография А.Крантова, 2023 г. |
![]() |
Фотография А.Крантова, 2023 г. |
Фотографии после реставрации надгробия Павла Фридриховича.
Фотография А.Крантова, 2024 г. |
Фотография А.Крантова, 2024 г. |
Участие в восстановлении памятника художника принимали: Олег Луговой, Юрий Кондратюк, Евгения Красноярова, Наталья Канева и Андрей Крантов.
Несколько репродукций картин П.Ф. Шварца.
![]() |
В одесском порту(1921),акварель. Опубликовано в ФБ А.Дмитренко. |
![]() |
1920 год. С одного из аукционов. |
![]() |
Пейзаж. Бумага, акварель. Из коллекции П.Манелиса. |
Комментарии