Эраст Антонович Высоцкий

Ділянка №17. 

Ераст Антонович Висоцький (1907 – 08.12.1948) – актор оперети, режисер, художній керівник, заслужений артист РРФСР. 

Галина Михайлівна Биховська (1906 – 08.02.1992) – солістка, актриса оперети, викладач вокалу у театрально-художньому училищі та вечірній музичній школі, дружина Е.А. Висоцького.


Ераст Антонович народився у Царському селі 1907-го року. У юному віці залишився сиротою. Закінчив ленінградську консерваторію(клас співу). Свою діяльність він розпочав у драматичному театрі, де зіграв багато ролей у класичному та радянському репертуарі. Але гарні вокальні дані спонукали Е.А. Висоцького перейти до музичного театру. Незабаром актор був прийнятий до трупи московського театру оперети.  У 1933-му році Ераст Антонович перейшов на роботу в Свердловський театр музичної комедії як художній керівник і актор. Ролі Е.С. Висоцького:  Тассило ("Марица"), Ахмет-бей ("Роза  Стамбула"), Раджами ("Баядера"), Рене Пардессу ("Как её зовут"), Ахмет  ("Табачный капитан"), Кукушкин ("Бронзовый бюст"), Андрей ("Холопка").

Історики театру та критики стверджували, що вершиною свердловського періоду творчості актора стала роль Паганіні.

Свердловск, 1943 г.

1945-го року Висоцький з дружиною Г.М. Биховськой переїжджає до Одеси. Причиною цього стала хвороба актора. У нашому місті Е.А. Висоцький став головним режисером та художнім керівником у театрі оперети. Обирався депутатом міської ради. Але за три роки Висоцький помер.

"Большевистское знамя", №242 - 10 грудня- 1948.

 

Журнал "Театральна Декада" №2, 1 – 10 липня. – 1946 р.  Надано співробітником Одеського літературного музею Віталієм Ізбашем.

Галина Михайлівна Биховська народилася у Кам'янці-Подільському. Закінчує 1929 року Київський музично-драматичний інститут та стає солісткою Київського театру опери та балету, де виконувала партії Дездемони («Отелло»), Ярославни («Князь Ігор») та ін.  З 1934 року співачка виступала у Київській та Ленінградській філармоніях. Через 5 років Галина Михайлівна переходить у Свердловський театр оперети. Тут вона вступає до консерваторії, а також виходить заміж за Ераста Антоновича Висоцького.

Стаття одеського дослідника Аркадія Гріня "Свет вечной любви... в "лёгком" жанре" ("Вечерняя Одесса, №23. - 28 лютого. - 2017.)

"Под названием «Свет вечной любви» в Золотом зале Литературного музея состоялся концерт памяти замечательной опереточной пары: Галины Быховской и Эраста Высоцкого.

Был в нашем городе ныне призабытый, увы, театр оперетты, действовавший в 1940-х годах, до появления в Одессе театра музыкальной комедии, ныне носящего имя М. Водяного. Тот театр оперетты начал свою жизнь перед самой войной, расположившись в здании народной читальни, что находилась на месте кинотеатра «Родина». В 1944 г. из-за военных действий здание было разрушено, и театру дали помещение бывшего варьете «Северное» во дворе дома № 12 по Театральному переулку (пер. Чайковского). 

Туда и приехали работать из Свердловска (Екатеринбурга) Быховская и Высоцкий. Друг другу под стать — примадонна и премьер. Но последний стал также главным режиссером и художественным руководителем (в этом же качестве он работал в Свердловске). Работа закипела, и одна за другой на сцене появлялись классические и советские оперетты — «Марица», «Принцесса цирка», «Веселая вдова», «Роз-Мари», «Сильва», «Ярмарка невест», «Одиннадцать неизвестных», «Рубиновое кольцо». Артисты стали популярны в городе. Эраста Антоновича называли «идеальным фрачным героем», Галина Михайловна производила неотразимое впечатление. В 1948 г. готовилась премьера оперетты Ф. Легара «Паганини», поставленной Высоцким в марте 1941 г. в Свердловске, в которой он исполнял главную роль и которой хотел продирижировать сам автор.

Но пошатнувшееся здоровье режиссера не дало осуществить постановку уже в Одессе. Любимец публики ушел в 1948 году из жизни, 41 года от роду. А Галина Михайловна без любимого супруга выступать в театре уже не смогла...

В конце 1948 года коллектив лишили помещения, он стал выступать на сцене Украинского театра. Вскоре в газетах перестали давать объявления о его спектаклях, а к 1950 году театр закрыли. Причина — «несоответствие постановок выдвигаемым требованиям к советскому искусству». Обвинения были — в отсутствии социальной сатиры, в «легковесности» и «развлекательности». Критика направлялась непосредственно на Высоцкого и некоторых актеров.

Уйдя из театра, Галина Михайловна работала в филармонии и перешла к преподаванию вокала в театрально-художественном училище и вечерней музыкальной школе. Давала и частные уроки. Она обучала будущих или уже действовавших артистов новой одесской оперетты — Галину Жадушкину, Викторию Фролову, Валерия Барда-Скляренко, Светлану Валовую, Эмиля Силина. В новую оперетту, переведенную сюда из Львова, кстати, перешли работать и некоторые актеры старого театра оперетты. 

Новый театр стал «маркой» Одессы, в нем зажглись молодые звезды. Новые поколения уже не знали звезд прежних. Но знать свою историю нужно!

Концерт, данный в нынешнем феврале, именно и был необходим для поддержания памяти о той — тоже славной — странице одесской жизни. Он прошел при полном зале. На встречу пришли ученики Г. М. Быховской (жаль, из-за репетиций среди пришедших не было известных в городе артистов).

Организовала концерт доцент Одесской национальной музыкальной академии им. А. В. Неждановой, кандидат искусствоведения Лариса Лобода. Она и открыла встречу сольным номером и кратким рассказом о том, как она в юности пришла к Быховской учиться, как была ею очарована.

Участницей программы была одна из последних учениц Галины Михайловны, лауреат Всеукраинского конкурса, солистка филармонии Анна Шпак. Прекрасно выступали также солист Одесского театра оперы и балета Богдан Панченко, солисты филармонии Алена Грищук-Куроглы и Виктор Мельник, солистка Гаянэ Арутюнян. Все молодые артисты являются лауреатами международных конкурсов. Певцы исполнили произведения Бизе, Чайковского, Кальмана, Легара и других композиторов. Аккомпанировали ведущие концертмейстеры: заслуженная артистка Украины Светлана Тимофеева, лауреаты международных конкурсов Ольга Лисовая, Наталья Изуграфова. Была, кстати, исполнена ария из оперетты «Паганини», ведь образ великого скрипача явился одной из вершин актерского творчества Эраста Высоцкого. Концерт сопровождался фотопроекциями.

В подготовку концерта внесли вклад сотрудники Киевской оперы, где Г. М. Быховская была солисткой, и Екатеринбургской оперетты, приславшие немало материалов. Воспоминаниями поделилась артистка Русского театра Светлана Климова, в прошлом ученица Быховской. Автор этих строк кратко рассказал о театре, в котором служили Быховская и Высоцкий, и о них самих.

Одесские страницы жанра оперетты могут поведать немало. Есть надежда на продолжение инициативы Ларисы Лободы.."

 

Надгробок на могилі Е.А. Висоцького у 1980-ті роки.


За непідтвердженими даними, мармурова скульптура колись перебувала у саду Одеського Будинку вчених.

Фотографія А.Крантова, 2022 р.

Фотографія А.Крантова, 2022 р.

Фотографія А.Крантова, 2022 р.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Алёна Александровна Меньшагина

Виталий Мурсалович Аликберов.

Борис Борисович Вихров