Семён Иосифович Кесельман
Участок № 67.
Семён Иосифович Кесельман(14.07(26.07).1889 - 09.08.1940) - одесский поэт "Серебряного века", журналист, печатался под псевдонимами Эскесс, Э-съ, Э, С.К.
Милица Стефановна Заркова (1896 - 09.04.1981) - супруга С.И. Кесельмана.
Семён Кесельман родился в Одессе в семье купца 2-й гильдии Иосифа Юдковича и Ольги Осиповны Кесельман.![]() |
ГАОО, ф.39, оп.5, д.44, л.208. |
![]() |
"Адресная книга одесских 1-й и 2-й гильдии купцов"(1890) |
![]() |
![]() |
ГАОО, Ф. 2, оп. 8, д.1237, л.4-5. |
Кесельман окончил с золотой медалью 5-ю гимназию, потом обучался на юридическом факультете одесского университета(1909-1914). Уже в гимназии молодой поэт издавал рукописный журнал "Набат". С 1911 года начал свою деятельность в копеечной газете "Одесское слово". Там он работал без гонорара, но с правом бесплатного посещения всех театров в качестве рецензента.
Печатал стихи и карикатуры в одесском журнале "Крокодил", а также в газетах "Южная мысль" и "Одесские новости". Его стихотворения были опубликованы в 1914-м году в местных альманахах "Шёлковые фонари" и "Солнечный путь". В 1916- м - в петроградском "Новом Сатириконе".
В.П. Катаев в романе "Алмазный мой венец" писал:
"Он был, эскесс, студентом, евреем, скрывавшим свою бедность. Он жил в большом доме, в нижней части Дерибасовской улицы, в «дорогом районе», но во втором дворе, в полуподвале, рядом с дворницкой и каморкой, где хранились иллюминационные фонарики и национальные бело-сине-красные флаги, которые вывешивались в царские дни. Он жил вдвоём со своей мамой, вдовой. Никто из нас никогда не был у него в квартире и не видел его матери. Он появлялся среди нас в опрятной, выглаженной и вычищенной студенческой тужурке, в студенческих диагоналевых брюках, в фуражке со слегка вылинявшим голубым околышем. У него было как бы смазанное жиром лунообразное лицо со скептической еврейской улыбкой. Он был горд, ироничен, иногда высокомерен и всегда беспощаден в оценках, когда дело касалось стихов. Он был замечательный пародист…
Он был поэт старшего поколения, и мы, молодые, познакомились с ним в тот жаркий летний день в полутемном зале литературного клуба, в просторечии «литературки», куда Петр Пильский, известный критик, пригласил через газету всех начинающих поэтов, с тем чтобы, выбрав из них
лучших, потом возить их напоказ по местным лиманам и фонтанам, где они должны были читать свои стихи в летних театрах. Эскесс уже тогда был признанным поэтом и, сидя на эстраде рядом с полупьяным Пильским, выслушивал наши стихи и выбирал достойных".
![]() |
Из сборника "Одесский журнал "Крокодил" и его авторы. Избранные страницы(1911-1912)". |
![]() |
Из сборника "Одесский журнал "Крокодил" и его авторы. Избранные страницы(1911-1912)". |
![]() |
Фельетон из журнала "Фигаро", №11.- август. - 1918(опубликовано в сборнике "Благоухающий пепел: По страницам старой одесской периодики"(сост.Т.В. Щурова, автор вступ. статьи Е.М. Голубовский) |
Окно в апрель
Чем дальше в жизнь, тем злей и непонятней
Проходят дни, как дымное пятно,
И лишь, как встарь, светло моё окно
С чернеющей на крыше голубятней.
Весенний город стелет море крыш,
Над ним колокола звенят к вечерне,
Твои мечты темней и суеверней,
И ты о жизни тихо говоришь.
Последний луч за кровлей тихо сгинул,
В душе, как месяц, всходит лик тоски,
А вечер уж жаровню опрокинул
И по небу рассыпал угольки.
1914 г.
Красный переулок
(Старая Одесса)
Из темных складов, пряный и густой,
Дурманит запах чая и корицы,
Где в ящиках, измазанных смолой,
Краснеет груз марсельской черепицы.
На площади, где блещет легкий день,
В кофейне у стеклянной галереи
Сошлись торговцы — греки и евреи,
Вкушать в тени полуденную лень.
Старинных улиц дивное виденье,
Проходит он, блаженно одинок,
Внимая пенью новых грустных строк,
Любезный север видя в отдаленьи.
Канат, скрипя, бадью с водой потянет —
И переулок снова пуст и глух,
И бродит лишь, неистово горланя,
По солнечному дворику петух.
1914г.
В 1918-м году несколько миниатюр Кесельмана были с успехом поставлены в киевском эстрадном театре"Гротеск". Также в те годы поэт публиковался в одесских журналах «Южный огонек», «Огоньки», «Фигаро» и «Мельпомена».
С начала 1920-х годов он полностью прекратил писать. Работал юрисконсультом в Гостиничном тресте. Из статьи одесского исследователя А.Л. Яворской "Город и море в поэзии Семёна Кесельмана":
"В советской трудовой книжке Кесельмана отмечено единственное место работы – Гостиничный трест, где он проработал в должности юрисконсульта-секретаря с 1 октября 1927 по 14 марта 1939-го15. По словам его жены Милицы Зарковой Кесельман отошел от литературы, не желая приспосабливаться к официальной идеологии, говорил, что бросил писать стихи, так как при новой власти его поэзия не могла существовать, как и стихи Ахматовой.
Заркова рассказывала, что муж читал ей какие-то юмористические стихи, посвященные неурядицам 20-х годов, и смогла процитировать две строчки из одного: «Но хлеб нельзя было достать / Ни через Е, ни через ЯТЬ»
М. Заркова хранила архив поэта, но во время оккупации, опасаясь обыска, уничтожила письма, большинство фотографий и документов. В те же годы она сняла табличку с могилы поэта, боясь осквернения. Памятник на могиле был восстановлен в начале 2000-х г".
При жизни поэта не вышло ни одной его книги. Уже после Второй мировой войны его вдова Милица Заркова передала архив С.И. Кесельмана одесскому краеведу С.З. Лущику.
В 2013-м году был выпущен сборник Семена Кесельмана "Стеклянные сны".
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Источник |
![]() |
Фотография А.Крантова, 2022 г. |
![]() |
Фотография А.Крантова, 2022 г. |
Фотография А.Крантова, 2022 г. |
Комментарии