Вячеслав Павлович Снежков
Участок № 38.
Вячеслав Павлович Снежков (13(25).02.1882 - 26.03.1959) - доктор медицинских наук, профессор, художник-любитель.
Екатерина Антоновна Снежкова(ур.Спилиоти) (10.06.1882 - 26.03.1959) - супруга В.П. Снежкова.
Лариса Борисовна Костямина (14.04.1936 - 17.03.2013) - внучка.
![]() |
Профессор В.П.Снежков. |
Портрет Снежкова В.П. 1919 г. Худ. П.Волокидин. |
![]() |
"К.К. Костанди. Художественное общество им.К.К. Костанди"(Одесса, 2003) |
Вячеслав Павлович родился 13(25) февраля 1882 года на ст.Краматорская Донецкой ж.д. Екатеринославской губернии (совр.Донецкая область).
Окончил медицинский факультет Новороссийского (ОНУ) университета в 1908 году. Далее работал сверхштатным лаборантом при университетской кафедре хирургической патологии, а с 1911 по 1915 гг. - штатным лаборантом при этой же кафедре.
![]() |
АКОГ на 1916 г. |
Остался в оккупированной румынами Одессе. Преподавал в медико-фармацевтической школе, работал в 1-й хирургической клинике.
![]() |
Одесская газета. №111. - 01 июля 1942. |
![]() |
Одесская газета. №275. - 25 декабря. - 1942. |
После освобождения города В.П. Снежков исполнял обязанности заведующего кафедрой общей хирургии. На следующий год он защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора медицинских наук на тему: "Клиника слюннокаменной болезни". В 1946-м Вячеславу Павловичу присвоено учёное звание профессора по кафедре детской хирургии. Стал автором 19 научных публикаций. Постоянно проживал на улице Елисаветинской (позднее Щепкина),9.
Теперь о художнике.
Вячеслав Павлович Снежков был известным художником-любителем. Принимал участие в выставках: Общества независимых художников 1917 г., 1-й народной 1919, Товарищества южнорусских художников 1919 (экспонировал этюды). С 1925 года - член общества им.К.К. Костанди, участвовал во всех выставках.
![]() |
Из каталога третьей осенней выставки картин. Одесса, 1927 г. |
Позднее Снежков написал "Краткую историю Художественного общества имени Кириака Константиновича Костанди. В 1952-м году он передал этот машинописный текст известному московскому художнику Амшею Марковичу Нюренбергу (1887 - 1979). И только через 55 лет воспоминания В.П. Снежкова были опубликованы в альманахе «Дерибасовская-Ришельевская»(№33) https://www.odessitclub.org/old/publications/almanac/alm_33/alm_33_218-234.pdf
![]() |
Из альманаха "Дерибасовская-Ришельевская"(№33). |
Вячеслав Павлович принимает участие и во всеукраинских выставках 1927 и 1929 гг. Во время румынской оккупации пять его пейзажей выставлялись в "Salonul Oficial".
Последняя выставка с его участием - выставка одесских художников 1947 к 30-летию Октябрьской революции.
В 1953 году профессор Снежков подарил Одесскому художественному музею две дореволюционные фотографии Г.Г.Головкова.
Историк Александр Семёнович Коциевский в своей книги "О коллекции и коллекционерах" оставил любопытные воспоминания о картинах из собрания В.П. Снежкова, которые он покупал у его вдовы Екатерины Антоновны:
"Первую картину, не считая пастели Головкова, я купил у вдовы профессора-отоларинголога Вячеслава Павловича Снежкова. Снежков сам был художником-любителем, лечил художников, получая от них в подарок этюды в качестве гонорара, покупал картины.
Большая профессорская квартира в доме №9 по улице Щепкина, изрядно запущенная, была вся завешена картинами и этюдами. Кое-что хранилось в шкафах и в разных других местах. картины были очень разного уровня: от превосходных работ К.Костанди до подаренных бывшему хозяину беспомощных упражнений его коллег - любителей побаловаться живописью профессоров Куковерова, Филатова и других.
Лучшие работы висели в бывшем профессорском кабинете. В центре экспозиции находилось шесть картин Костанди, в том числе авторское повторение знаменитых "Гусей". На этой же стене висели небольшой триптих П.Нилуса, очень красивый этюд Г.Головкова. Хозяйка - полная, медленно, лениво двигавшаяся добродушная старуха, с обильной растительностью на смуглом лице (она была гречанка), откровенно скучала. Жила она с внучкой, целый день находившейся на работе, доброй, но очень скучной, малоразвитой, обречённой из-за последствий тяжёлой болезни на безбрачие молодой женщиной. Только скука и побудила её пустить меня в дом, разрешить смотреть, а потом и продавать мне картины. По-видимому, к Екатерине Антоновне и до меня прорывались покупатели. Вячеслав Павлович умер задолго до моего визита. Чувствовалось, что вдова не нуждается в деньгах и не хотела продавать картины. Но от нечего делать пуская в дом перекупщиков и коллекционеров, успела выработать свой, ставший уже стереотипным, способ отваживать их.
Остановившись перед картинами Костанди, я спросил, продаются ли они.
- Могу продать, - сказала хозяйка.
- Сколько вы хотите за пейзаж с монахом ?
- Семнадцать тысяч.
Цена была названа спокойно, без улыбки, хотя ясно было, что старая дама потешается надо мной. Семнадцать тысяч означало в действительности тысячу семьсот рублей, так как дело происходило через несколько месяцев после денежной реформы 1961 года, и Снежкова, консервативная , как большинство людей преклонного возраста, не привыкла ещё к новому масштабу цен. Но всё равно цена была несусветной, отпугивающей. Да и непонятно было, почему 17 тысяч, а не 15 или 20.
Последовала тягостная пауза.
И всё же я решил не сдаваться и спросил, сколько стоит маленький, но очень понравившейся мне этюд Головкова.
- Тысячу рублей.
- Даю 500.
Екатерина Антоновна была явно удивлена. Никто, по-видимому, до меня, услышав её непомерно высокие, так сказать запретительные цены, не выдвигал встречных предложений. А тут вдруг её предложили половину запрошенной суммы, т.е. соблюли приличие (меньше половины, по бог весть когда и кем установленным правилам нельзя было предлагать) и вообще готовы были платить дорого.
Поколебавшись несколько минут, Снежкова спросила:
- А вы заплатите новыми деньгами? Я их ещё не видела.
Новые деньги были у меня с собой, я только что получил зарплату, и покупка состоялась. В дальнейшем, правда, после длительных переговоров, оттяжек, долгих "светских" разговоров, Екатерина Антоновна продала мне ещё несколько этюдов и картин этюдного характера. Стены моей комнаты украсил триптих Нилуса, большой этюд Волокидина, ранний пейзаж Шовкуненко. Теперь уже она продавала мне живопись очень дёшево, а этюд самого Снежкова даже подарила.
В одном из шкафов, куда я с разрешения хозяйки заглядывал в поисках когда-то засунутых туда картие, оказалась папка с "четверговыми" рисунками одесских художников. Как известно П. Нилус, Е. Буковецкий, Т. Дворников, Г. Головков и другие собирались по четвергам то в одном, то в другом месте, делились впечатлениями о выставках, спорили о новых течениях в искусстве, рисовали друг на друга шаржи, карикатуры, иногда с забавными подписями.
Один из листков папки изображал, например, молодого, довольно упитанного Нилуса, читающего какую-то рукопись сидя за столом перед графином и стаканом с водой. Под рисунком была подпись: "Петя Нилус делает доклад о пользе фотографии для художников". Эта зарисовка отражала интерес одесских художников ко всему новому, имеющему отношение к искусству, стремление не отстать от века.
На другом рисунке тот же Нилус был представлен в виде кукарекающего петуха..."
Судя по всему, все работы профессора Снежкова теперь находятся в частных коллекциях.
Немного о его семье. Вячеслав Павлович женился на Екатерине Антоновне Спилиоти.
У них было две дочери: Василиса (1910--1944) и Зоя (1912 - 2000).
Зоя Вячеславовна стала женой будущего патофизиолога, члена-корреспондента АН УССР Олега Александровича Богомольца.
Перепись населения г.Одессы 1897 года.
![]() |
Зоя Вячеславовна Богомолец(Снежкова) |
![]() |
Василиса Вячеславовна Снежкова. |
![]() |
Знамя коммунизма. 1959. 27 марта(№60). |
Фотография А.Крантова, 2022 г. |
Комментарии