Вячеслав Павлович Снежков

Участок № 38.

Вячеслав Павлович Снежков (13(25).02.1882 - 26.03.1959) - доктор медицинских наук, профессор, художник-любитель.

Екатерина Антоновна Снежкова(ур.Спилиоти) (10.06.1882 - 26.03.1959) - супруга В.П. Снежкова.

Лариса Борисовна Костямина (14.04.1936 - 17.03.2013) - внучка.

Профессор В.П.Снежков.

Портрет  Снежкова В.П. 1919 г. Худ. П.Волокидин.

"К.К. Костанди. Художественное общество им.К.К. Костанди"(Одесса, 2003)


Вячеслав Павлович родился 13(25) февраля 1882 года на ст.Краматорская Донецкой ж.д. Екатеринославской губернии (совр.Донецкая область).

Окончил медицинский факультет Новороссийского (ОНУ) университета в 1908 году. Далее работал сверхштатным лаборантом при университетской кафедре хирургической патологии, а с 1911 по 1915 гг. - штатным лаборантом при этой же кафедре.

АКОГ на 1916 г.
С 1915 по 1923 гг. - ассистент в клинике, также работал штатным врачом в Одесском военном госпитале. С 1923 по 1932 гг. - доцент. Потом, вплоть до начала войны между Германией и СССР, работал ассистентом хирургической пропедевтической клиники Одесского медицинского института. 

Остался в оккупированной румынами Одессе. Преподавал в медико-фармацевтической школе, работал в 1-й хирургической клинике.

Одесская газета. №111. -  01 июля 1942.

Одесская газета. №275. -  25 декабря. - 1942.

После освобождения города В.П. Снежков исполнял обязанности заведующего кафедрой общей хирургии. На следующий год он защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора медицинских наук на тему: "Клиника слюннокаменной болезни". В 1946-м Вячеславу Павловичу присвоено учёное звание профессора по кафедре детской хирургии. Стал автором 19 научных публикаций. Постоянно проживал на улице Елисаветинской (позднее Щепкина),9.

Теперь о художнике.

Вячеслав Павлович Снежков был известным художником-любителем. Принимал участие в выставках: Общества независимых художников 1917 г., 1-й народной 1919, Товарищества южнорусских художников 1919 (экспонировал этюды). С 1925 года - член общества им.К.К. Костанди, участвовал во всех выставках.

Из каталога третьей осенней выставки картин. Одесса, 1927 г.

Позднее Снежков написал "Краткую историю Художественного общества имени Кириака Константиновича Костанди. В 1952-м году он передал этот машинописный текст известному московскому художнику Амшею Марковичу Нюренбергу (1887 - 1979). И только через 55 лет воспоминания В.П. Снежкова были опубликованы в альманахе «Дерибасовская-Ришельевская»(№33) https://www.odessitclub.org/old/publications/almanac/alm_33/alm_33_218-234.pdf

Из альманаха "Дерибасовская-Ришельевская"(№33).

Вячеслав Павлович принимает участие и во всеукраинских выставках 1927 и 1929 гг. Во время румынской оккупации пять его пейзажей выставлялись в "Salonul Oficial". 

Последняя выставка с его участием - выставка одесских художников 1947 к 30-летию Октябрьской революции.

 В 1953 году профессор Снежков подарил Одесскому художественному музею две дореволюционные фотографии Г.Г.Головкова.

Чорно-біле фото «Головков Г.С. на природі».На звороті напис:«Головков Гер.Григ. в гостях у Сиповича та Панкеєва Сергія. ст. Вигода. Маєток Панкеєвих. 1906 р. Дар рукописному відділу Картинної галереї вул. Короленка 5а від проф. Снєжкова. 12.03.1953»

Чорно-біле фото «Головков Г.С. на природі».На звороті напис:«Головков Гер.Григ. в гостях у Сиповича та Панкеєва Сергія. ст. Вигода. Маєток Панкеєвих. 1906 р. Дар рукописному відділу Картинної галереї вул. Короленка 5а від проф. Снєжкова. 12.03.1953»


Историк Александр Семёнович Коциевский в своей книги "О коллекции и коллекционерах" оставил любопытные воспоминания о картинах из собрания В.П. Снежкова, которые он покупал у его вдовы Екатерины Антоновны: 

"Первую картину, не считая пастели Головкова, я купил у вдовы профессора-отоларинголога Вячеслава Павловича Снежкова. Снежков сам был художником-любителем, лечил художников, получая от них в подарок этюды в качестве гонорара, покупал картины.

Большая профессорская квартира в доме №9 по улице Щепкина, изрядно запущенная, была вся завешена картинами и этюдами. Кое-что хранилось в шкафах и в разных других местах. картины были очень разного уровня: от превосходных работ К.Костанди до подаренных бывшему хозяину беспомощных упражнений его коллег - любителей побаловаться живописью профессоров Куковерова, Филатова и других.

Лучшие работы висели в бывшем профессорском кабинете. В центре экспозиции находилось шесть картин Костанди, в том числе авторское повторение знаменитых "Гусей". На этой же стене висели небольшой триптих П.Нилуса, очень красивый этюд Г.Головкова. Хозяйка - полная, медленно, лениво двигавшаяся добродушная старуха, с обильной растительностью на смуглом лице (она была гречанка), откровенно скучала. Жила она с внучкой, целый день находившейся на работе, доброй, но очень скучной, малоразвитой, обречённой из-за последствий тяжёлой болезни на безбрачие молодой женщиной. Только скука и побудила её пустить меня в дом, разрешить смотреть, а потом и продавать мне картины. По-видимому, к Екатерине Антоновне и до меня прорывались покупатели. Вячеслав Павлович умер задолго до моего визита. Чувствовалось, что вдова не нуждается в деньгах и не хотела продавать картины. Но от нечего делать пуская в дом перекупщиков и коллекционеров, успела выработать свой, ставший уже стереотипным, способ отваживать их.

Остановившись перед картинами Костанди, я спросил, продаются ли они.

- Могу продать, - сказала хозяйка. 

- Сколько вы хотите за пейзаж с монахом ?

- Семнадцать тысяч.

Цена была названа спокойно, без улыбки, хотя ясно было, что старая дама потешается надо мной. Семнадцать тысяч означало в действительности тысячу семьсот рублей, так как дело происходило через несколько месяцев после денежной реформы 1961 года, и Снежкова, консервативная , как большинство людей преклонного возраста, не привыкла ещё к новому масштабу цен. Но всё равно цена была несусветной, отпугивающей. Да и непонятно было, почему 17 тысяч, а не 15 или 20.

Последовала тягостная пауза.

И всё же я решил не сдаваться и спросил, сколько стоит маленький, но очень понравившейся мне этюд Головкова. 

- Тысячу рублей.

- Даю 500.

Екатерина Антоновна была явно удивлена. Никто, по-видимому, до меня, услышав её непомерно высокие, так сказать запретительные цены, не выдвигал встречных предложений. А тут вдруг её предложили половину запрошенной суммы, т.е. соблюли приличие (меньше половины, по бог весть когда и кем установленным правилам нельзя было предлагать) и вообще готовы были платить дорого.

Поколебавшись несколько минут, Снежкова спросила: 

- А вы заплатите новыми деньгами? Я их ещё не видела.

 Новые деньги были у меня с собой, я только что получил зарплату, и покупка состоялась. В дальнейшем, правда, после длительных переговоров, оттяжек, долгих "светских" разговоров, Екатерина Антоновна продала мне ещё несколько этюдов и картин этюдного характера. Стены моей комнаты украсил триптих Нилуса, большой этюд Волокидина, ранний пейзаж Шовкуненко. Теперь уже она продавала мне живопись очень дёшево, а этюд самого Снежкова даже подарила.

В одном из шкафов, куда я с разрешения хозяйки заглядывал в поисках когда-то засунутых туда  картие, оказалась папка с "четверговыми" рисунками одесских художников. Как известно П. Нилус, Е. Буковецкий, Т. Дворников, Г. Головков и другие собирались по четвергам то в одном, то в другом месте, делились впечатлениями о выставках, спорили о новых течениях в искусстве, рисовали друг на друга шаржи, карикатуры, иногда с забавными подписями.

Один из листков папки изображал, например, молодого, довольно упитанного Нилуса, читающего какую-то рукопись сидя за столом перед графином и стаканом с водой. Под рисунком была подпись: "Петя Нилус делает доклад о пользе фотографии для художников". Эта зарисовка отражала интерес одесских художников ко всему новому, имеющему отношение к искусству, стремление не отстать от века.

На другом рисунке тот же Нилус был представлен в виде кукарекающего петуха..."

Судя по всему, все работы профессора Снежкова теперь находятся в частных коллекциях.

Немного о его семье. Вячеслав Павлович женился на Екатерине Антоновне Спилиоти.

У них было две дочери: Василиса (1910--1944) и Зоя (1912 - 2000).  

Зоя Вячеславовна стала женой будущего патофизиолога, члена-корреспондента АН УССР Олега Александровича Богомольца.

Перепись населения г.Одессы 1897 года.



Зоя Вячеславовна Богомолец(Снежкова)

Василиса Вячеславовна Снежкова.
Знамя коммунизма. 1959. 27 марта(№60).



Фотография А.Крантова, 2022 г.
Здесь же похоронена внучка Снежковых Костямина Людмила Борисовна. Если Коциевский писал именно о ней в своих воспоминаниях, то замуж, судя по всему, она таки вышла.





Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Алёна Александровна Меньшагина

Виталий Мурсалович Аликберов.

Борис Борисович Вихров