Николай Андреевич Шаповаленко

Участок № 22.

Николай Андреевич Шаповаленко (10.10.1910 - 14.02.1983) - одесский архитектор.

При написании материала использованы рукописные воспоминания Н. Кваниной(дочь Н.А.Шаповаленко). Все фотографии, открытки и документы из архива Андрея Крантова.

1964 г.
Будущий архитектор родился 10 октября 1910 года в с. Поповка(Калиновка) неподалеку от Одессы.

После окончания сельской школы он переезжает в Одессу к родне. Его дядя, главный инженер города при Окрисполкоме Рудой М.И., рассмотрел выдающиеся способности своего племянника к рисованию и черчению. Сначала Шаповаленко учился в Художественном институте, а после он окончил институт инженеров гражданского и коммунального строительства по специальности архитектор. Работал преподавателем в институте, в 1936 году был принят в члены одесской организации союза архитекторов.

С супругой и дочерью, 1930-е гг.

До начала Второй мировой войны Николай Андреевич успел поработать с известным одесским архитектором Адольфом Борисовичем Минкусом. Во второй половине 1930-х гг. по их проектам было возведен административный корпус Селекционного института, научно-лабораторный корпус для Технологического института, жилой дом Кожтреста на пл.Розы Люксембург,3 (сегодня Веры Холодной).

После объявления Германией войны СССР, Шаповаленко Н.А. был призван в рабочий батальон, но из-за воспаления почек был направлен обратно в Одессу. Во время румынской оккупации остался в городе. В архивной справке, выданной в 1967 году, значится: «По документам партийного архива установлено, что Шаповаленко Николай Андреевич с февраля 1942 года по 10 апреля 1944 гола был участником подпольной антифашистской группы, действовавшей в период временной оккупации г.Одессы среди инженерно-технических работников города под руководством Уточкина А.В.» Дочь архитектора позже записала воспоминания о тех событиях: «Во время оккупации он работал на известковом заводе, а  по заданию командования занимался передачей сведений, документов. В квартире (Княжеская,2) была потайная кладовка, где прятались многие преследуемые. Как в театре: отодвигали ломиком старинный буфет, который закрывал собой входную дверь. Многие нашли там своё спасение.

Страшно вспоминать те времена обысков, облав, бомбёжек. До сих пор звучит в ушах музыка с "музыкальных мин". Они спускались на парашютах, плыли медленно и лилась музыка. Одна такая была нацелена на больницу в конце Пастера, но не достигла цели и упала на углу Ольгиевской и Коблевской. Страшные разрушения! Были снесены все 4 угла». 

 По окончанию Второй мировой войны был награждён медалями «За боевые заслуги», «Партизан города-героя Одессы» и др.

В 1946 году Шаповаленко назначили главным архитектором г.Львова, но из-за болезни супруги пришлось отказаться от этой должности. После ВМВ в Одессе функционировал филиал Гипрогражданстроя, впоследствии Гипроград. Все годы до пенсии Николай Андреевич проработал именно там, а выйдя на пенсию и немного отдохнув, снова принялся за работу.

Совместно с супругой, тоже архитектором, Жозефиной Марковной Грушевской, проектирует мукомольно-крупяной (1951) и автомобильно-дорожный техникумы (1953). О последнем писал  в своём архитектурно-историческом очерке "Одесса" В.И. Тимофеенко: "...расположен в начале ул.1905 года и представляет собой крупное 4-х этажное здание с рациональной коридорной планировкой этажей, связанных с центральной трёхмаршевой лестницей, куда попадают из просторного колонного вестибюля. Фасадная плоскость организована по горизонтали тягами и различной рустикой, а по вертикали мерным ритмом спаренных окон".

Также они проектируют амбулаторию института глазных болезней и тканевой терапии им.Филатова (1952). В.И. Тимофеенко:"Амбулатория представляет собой 2-х этажный корпус, из которого выступают два небольших крыла, соединяющихся друг с другом эффектной колоннадой. За ней красивый внутренний дворик. Ритмический повтор пилястр, увязанный с шагом колонн, придаёт дворику вертикальную направленность. Торцы крыльев поэтажно прорезаны тройными окнами, обведены сложным наличником и, что очень существенно, заканчивается по сторонам не пилястрами, а полуколоннами. Поэтому здесь больше пластики и возникает напряжённая игра планов. Сложность и богатство форм коринфского ордера, выразительная игра архитектурных планов, мягкость переливающегося пространства между двориком и бульваром - всё это создаёт радостный и художественный образ".

В том же году Николай Андреевич принимает участие в реконструкции здания Технологического института им.М.В. Ломоносова.

Вторая половина 1950-х годов.
В соавторстве с Е.Г. Вайнштейном и А.Д. Крайневым и инженером Р.И. Ясинским Н.А. Шаповаленко проектирует здание аэровокзала в начале 1960-х гг. На Республиканском конкурсе проект аэровокзала получил серебряную медаль. Тимофеенко о здании аэровокзала: "Замыкая перспективу широкого проспекта, оно стоит на большой открвытой площади. Основные помещения спланированы чётко и продумано. Их симметрия обусловлена разделением пассажиров внутрисоюзных и внешних линий. При входе в здание раскрывается просторный залитый светом операционный зал. Напротив входа, у стены, облицованной мрамором, в обе стороны расходятся лестничные марши, над ними нависла переходная галерея для связи помещений третьего этажа. По сторонам зала устроены глубокие лоджии, над ними такие же глубокие галереи с местами для отдыха. Между маршами для лестниц устроены входы в помещение для кратковременного отдыха. Над ним расположены высокие 2-этажные ресторан и залы длительного ожидания. Они отделены друг от друга стеклянной перегородкой и освещены на всю высоту сплошным стеклянным витражом, сквозь который открываются виды на посадочные площадки и на лётное поле.

Группировка и характер внутренних пространств хорошо отражены во внешнем облике здания. Крупгые залы обозначены на главных фасадах большими стеклянными поверхностями, невысокие служебные и бытовые помещения выходят на боковые фасады тремя ярусами оконных отверстий. Главные фасады со стороны лётного поля и привокзальной площади построены на сочетании гигантских стеклянных панно в бетонной оправе и выступающей галереи первого этажа. Со стороны лётного поля галерея прочерчена вдоль всего здания и "выплёскивается" за его границы двумя цилиндрическими объёмами. На боковых фасадах этот динамичный мотив подхвачен слегка выступающим козырьком. Монументален и торжественен фасад со стороны привокзальной площади, чему немало способствуют глухие плоскости флангов, оттеняющие гигантский стеклянной витраж в центре, под которым устроен тамбур с входной лоджией между гранитными колоннами."

Фотография А. Крантова, 2019 г.

Фотография А. Крантова, 2019 г.

"Чорноморські новини" від 25.11.1999.
В 1964-67 гг. совместно с архитектором Евангелиди Н. Ф. и инженерами Корнетом И. И., Ясинским Р. И. принимал участие в реставрации и укреплении фундамента Одесского оперного театра.

Были в жизни архитектора и командировки в европейские страны. Например, в 1957 году Шаповаленко посещал Париж и Рим.

В 70-е годы по проектам Шаповаленко, в соавторстве с М.Л. Савулькиным и В.И. Лабунской и другими архитекторами, на бывших землях института виноградарства и виноделия им. Таирова застраивается новый жилой массив.

На проспекте Шевченко в 1975 году по типовому проекту, переработанному архитекторами Н.А.Шаповаленко, Н.Ф.Евангелиди, В.И. Лабунским и инженером И.Я.Фридманом, был сооружен Дворец спорта на шесть тысяч мест. 

Открытка 1981 г.

 Одной из последних значительных работ Николая Андреевича стало проектирование газетного издательства в Юго-Западном районе Одессы. Исследователь В. И. Тимофеенко даёт такое описание: «В 1976 году по проекту архитекторов Н.А.Шаповаленко, В.И. Лабунской, Н.Ф. Евангелиди и инженеров А.С. Мечкарович, Л.К. Заставы были возведены 8-этажный корпус редакций одесских газет, производственный корпус, столовая и зал заседаний общей ёмкостью около 100 тыс.куб. м. Лаконичные по массам здания составили цельный и довольно выразительный комплекс, доминирующий в окружающей застройке» 

Календарь на 2000-й год.

17 февраля 1983 года Николая Андреевича Шаповаленко не стало. Из воспоминаний его дочери Н.Кваниной: «Хоронили его из офиса Союза Архитекторов На Пушкинской. Народу было столько, что пришлось перекрыть троллейбусное движение. Память о нём, Человеке с Большой буквы, страстном охотнике, увлечённом шахматисте, профессионале, горячо любящем своё дело, осталась в сердцах, знавших его, работавших вместе с ним и в зданиях и сооружениях, построенных по его проектам, а почётные награды партизана и трудового ветерана переданы в музей Боевой Славы».


В конце 2022 года на Втором христианском кладбище неравнодушными одесситами была найдена и расчищена от мусора могила архитектора Николая Андреевича Шаповаленко.

Фотография А. Крантова, 2022 г.

Фотография А. Крантова, 2022 г.

Фотография А. Крантова, 2022 г.

 Возможно, сын.

ГАОО, ф.Р8085, оп.1, д.1198, л.65.








Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Алёна Александровна Меньшагина

Виталий Мурсалович Аликберов.

Борис Борисович Вихров