Одесский художник и жандарм.
Участок №?(могила не сохранилась)
Вилье де
Лиль-Адан Эмилий Самойлович (1843-1889) - живописец-акварелист, служил жандармским офицером.
![]() |
Автопортрет. |
С краткой биографией художника можно ознакомиться в биобиблиографическом справочнике «Товарищество Южнорусских Художников», составленным В.А. Афанасьевым и О.М. Барковской:
"Будущий художник родился в Санкт-Петербурге. Окончил Николаевское кавалерийское училище. До начала 1880-х находился на военной службе; был жандармским офицером, одновременно занимался живописью. Вышел в отставку в чине подполковника. В 1871-м году получил от АХ звание классного художника 3-й степени, в 1881 - 2-й степени. Жил в Петербурге и Одессе. Участвовал в выставках с 1872. Инициатор организации в 1880 Кружка (впоследствии - О-ва) русских акварелистов. Преподавал акварель в ОРШ в 1860-е и 1886-1889 и в рисовальной школе ОПХ в Петербурге в 1880-1883. В 1884 по приглашению Н.П.Кондакова в качестве рисовальщика (вместе с художником А.Ф.Красовским) участвовал в археологической экспедиции в Константинополь, делал зарисовки византийских и палестинских архитектурных памятников. Жил в Константинополе до 1886. Последние годы жизни провел в Одессе. В 1886 акварели Вилье экспонировались в Бухаресте вместе с картинами И.А.Айвазовского. В 1887-м состоялась персональная выставка в Одессе и Петербурге. В 1888 совершил поездку по Херсонской губ. Результатом поездки стал альбом акварелей, подаренный херсонским дворянством Александру III. На 10-й выставке О-ва русских акварелистов в Петербурге (1890) были посмертно показаны 53 акварели художника. Акварели Вилье экспонировались посмертно на I выставке ТЮРХ (нет в кат., см.Одес. вестн. 1890. 10 апр.; Новорос. телеграф. О., 1890. 5 мая) и на выставке-лотерее 1892.
«Говоря об акварелях, не могу не упомянуть о трех небольших работах покойного Вилье, блещущих вкусом и талантом. Каждая из них хороша в своем роде: зимний пейзаж отличается необыкновенным изяществом; закат солнца дышит какою-то непередаваемою словами прелестью, а морской прибой полон силы выражения, несмотря на то, что он набросан так легко и эскизно, что от него, казалось бы, нельзя ничего требовать» (Вучетич Н. Итоги первой выставки картин южнорусских художников в Одессе // Новорос. телеграф. - О., I890. - 5(17) мая)."
![]() |
"Вид на Аю-Даг", Э.С. Вилье де Лиль-Адан, 1875. Частное собрание |
![]() |
"Палермо", Э.С. Вилье де Лиль-Адан, прибл. 1885. Частное собрание. |
![]() | |
|
Сухие биографические строки разбавляют воспоминания о художнике, оставленные А.М. де Рибасом и художником С.Я. Кишинёвским.
Александр Михайлович в своей "Старой Одессе" писал:
«Однажды, в 1874 году, к моему отцу М.Ф. де Рибасу, состоявшему тогда редактором «Journal d'Odessa», пришёл жандармский офицер. Высокий, бледный, туго затянутый в синий мундир, с деревянным, безжизненным выражением лица. Он представился: «Эмилий Вилье-де-Лиль-Адам, художник. Узнав от Франца Осиповича Моранди, что у нас есть интересные гравюры, я пришёл просить позволения полюбоваться ими». Отец мой был рад художникам и сам кое-что малевал. Особенно близок он был ко всем одесским художникам потому, что был одним из зачинателей одесского общества изящных искусств".
![]() | |
Вид из окна Одесской рисовальной школы, 1888 г. Из коллекции П. Манелиса. | |
![]() |
Подпись на обратной стороне картины. |
Художник подружился с семьёй де Рибасов и часто навещал их. Рассказывал о том, что мечтает отправиться на юг Италии и поправить здоровье, серьёзно заняться живописью. Чтобы осуществить свою мечту он продавал свои акварели в магазине фотографических принадлежностей К.И. Мигурского. Играл в Английском клубе, но без успеха.
Вилье, уволившись с жандармской службы, рассказал де Рибасам о причине, которая сподвигла его на такое решение: «Мы получили приказ об аресте намеревавшегося приехать в Одессу одного опасного политического агитатора. Имя, отчество, фамилия и приметы совпадали с такими же моего старого учителя, которого я очень любил и уважал. Но я не был безусловно уверен, к нему ли относился приказ. Мне стало, однако, жутко. Недели две тому назад, гуляя по обыкновению ранним утром на бульваре, я заметил, в конце аллеи, на скамейке человека, в котором тотчас узнал моего учителя и, значит, того, кого я должен был арестовать. Что мне было делать? – исполнить свой долг, конечно. Но какой долг? Долг ли служебный или мой личный долг, долг человеческий, по отношения к моему учителю? Я решился на второе и подошёл к старику; «зачем вы здесь? – спросил я его. Он не узнал меня сначала и испугался моего мундира. Я ему назвал себя. – А, Эмилий! – воскликнул он добродушно. – Уезжайте немедленно из Одессы. – Он широко открыл глаза. – Уезжайте, повторил я уезжайте немедленно, прямо отсюда на вокзал, иначе, я должен буду вас арестовать. – Он понял, но замешкался и, видя моё нетерпение, сказал, что у него нет денег на дорогу. – Вот вам 25 рублей, берите и скорее исчезайте. – Старик взял деньги, сел на дрожки и уехал. Я вздохнул легко. – Всё время на службе я чувствовал себя скверно, но старался оправдать себя тем, что этот случай был исключительным, что о нём никто не узнает и что это не помешает мне продолжить службу. Но вот на днях я получил в канцелярии почтовую повестку на присланные мне деньги. Сверх обыкновения, вместо того, чтобы поручить получение денег служителю, я отправился на почту сам. И вообразите: мне вручают пакет на 25 рублей от такого то с полным именем, отчеством и адресом моего учителя, моего агитатора. Представьте себе моё изумление и состояние моего духа. В письме старик писал, что я поступил благородно, что он и его друзья никогда этого не забудут, но что, однако, он спешит возвратить мне 25 р., так как не хочет быть денежно обязанным жандарму. Я похолодел. Попади это письмо не сразу в мои руки, а пройдя оно через нашу канцелярию, факт моего содействия бегству политического преступника был бы открыт, я был бы отдан под суд, я погиб бы. Пережитое мною волнение было так сильно, что я утратил всякое душевное равновесие. Я почувствовал, что лишь в сфере чистого искусства и художественного творчества я могу дышать свободно. Товарищи заметили, что со мною творится что-то неладное. Да и вы заметили, что в последние дни я не мог проронить у вас ни слова. Я сказался больным, перестал исполнять даваемые мне поручения и подал в отставку».
![]() |
АКОГ на 1889 г. |
Дополнительную информацию о биографии художника также даёт некролог, опубликованный в "Одесском листке" 3(15) сентября 1889 года:" Три года назад во время своего пребывания в Петербурге Э.С. был приглашён во дворец в Петергофе, где Государыня изволила поручить ему составить снимки некоторых датских замков и других живописных мест в Дании, часто посещаемых её величеством. Э.С. состоял также в распоряжении его императорского высочества Великого князя Николя Николаевича для обсуждения вопросов об обмундировании разных частей войск.
Нашему городу более, чем кому-либо другому, известен Вилье: не у одного одессита остались на благовейную память от незабвенного художника картины и альбомы его работ, а сотни других одесситов имели счастливы случай ознакомиться с силой таланта и роскошным жанром ныне почившего художника на выставке его картин, устроенной им здесь два года назад. Сюжеты для этих картин Э.С.черпал во время своего путешествия по Босфору и Палестине.
Счастливый в мире искусства, Э.С. далеко не был счастлив в своей частной жизни. За свою кратковременную жизнь Э.С. два раза овдовел".
Эмилий Самолойвич Вилье де Лиль-Адан скончался от туберкулёза 31 августа 1899 года.
![]() |
"Одесский листок". - №232. - 1 (13) сентября. - 1889. |
Если в газете не была допущена опечатка, то Эмилия Самойловича Вилье де Лиль-Адана похоронили на Втором(Новом) христианском кладбище. Могила его утеряна.
Комментарии